Тираннозавра рекса предлагают разделить на три вида: императора, царя и царицу

Трое исследователей из США выдвинули предположение, что под именем знаменитого тираннозавра рекса (Tyrannosaurus rex) на самом скрываются окаменевшие останки трех разных видов динозавров.

Тираннозавр © Wikimedia CommonsТираннозавр

Тираннозавр рекс был одним из крупнейших хищных динозавров, обитавших на Земле. Он жил в лесных долинах рек на западе Северной Америки между 68 и 66 миллионами лет назад (эпоха позднего мела). Средняя длина его составляла 12 метров, а высота — от 4,5 до 6 метров. Рекордный экземпляр относительного полного скелета тираннозавра рекса, получивший имя Скотти, был обнаружен в 1991 году в канадской провинции Саскачеван. При жизни он, по оценкам ученых, достигал в длину 13 метров и весил около 8,8 тонны. Средний вес тираннозавра составлял от 5,4 до 8 тонн. Название Tyrannosaurus rex, которое можно перевести как «ящер-тиран царь», предложил в 1905 году геолог и палеонтолог Генри Осборн, описавший этот вид динозавров.

Авторами новой гипотезы стали независимый исследователь и известный палеохудожник Грегори Пол (Gregory S. Paul), наиболее прославившийся среди широкой публики как консультант фильма «Парк Юрского периода», и двое палеонтологов Чарльстонского колледжа Скотт Персонс (W. Scott Persons IV) и Джэй ван Раалте (Jay Van Raalte). Они обратили внимание, что, хотя все находки тираннозавров были отнесены к одному виду тираннозавр рекс, среди образцов отмечается чрезвычайно широкая вариантивность прочности скелета и передних зубов (одна или две пары резцов), допускающие в принципе существование нескольких видов. Но анатомические особенности тираннозавров никогда не сопоставлялись с данными о стратиграфии находок, то есть к какому слою отложений, а следовательно, и к какому именному периоду относятся кости с теми или иными характеристиками. Эту работу проделали авторы исследования на 37 экземплярах и пришли к выводу, что данные допускают существование трех разных видов частично разделенных по времени. Менее вероятно, что наблюдаемые различия объясняются разным возрастом или полом тираннозавров.

Окаменелости с более тонкими бедренными костями были обнаружены только в более высоких слоях отложений, там же находились экземпляры с толстыми бедренными костями и с одной парой нижних резцов. В более ранних отложениях тираннозавры имели толстые бедренные кости и две пары резцов в нижней челюсти. Исследователи предлагают дать самому раннему и мощному виду название тираннозавр император (Tyrannosaurus imperator), за более поздним видом с мощными костями сохранить название тираннозавр рекс, а поздний вид с тонкими костями назвать тираннозавром-царицей (Tyrannosaurus regina).

Профессор Стив Брусатти (Steve Brusatte) из Эдинбургского университета, комментируя эту гипотезу, говорит, что он не убежден в ее истинности:  «Я понимаю искушение разделить тираннозавров на разные виды, потому что существуют некоторые различия в ископаемых костях, которые у нас есть. Но, в конечном счете, для меня эта вариация очень незначительна и не свидетельствует о значимом биологическом разделении видов, которое можно определить на основе четких, явных, последовательных различий».

Критически отнесся к гипотезе и профессор палеонтологии Томас Карр (Thomas Carr), который двумя годами ранее провел собственное исследование вариаций строения тираннозавров, проанализировав 1850 различных признаков в 31 образце.

«Я не нашел доказательств существования более чем одного вида. И если бы этот сигнал был в данных, я бы его уловил», — сказал он.

Карр отмечает, что еще одна проблема заключается в том, что в исследование были включены образцы из частных или коммерческих коллекций, что повлияло на возможность исследователей воспроизвести результаты.

Тем не менее Грегори Пол убежден в весомости своих аргументов. Он говорит, что отличия между тремя гипотетическими видами тираннозавров не меньшие, чем между львом и тигром, а также отмечает, что некоторые виды динозавров получили самостоятельный статус и на основании меньшего числа отличий.

Статья опубликована в журнале Evolutionary Biology