Трилобиты удивили ученых пищеварительной системой

Палеозойские морские членистоногие – трилобиты – встречаются во многих регионах мира и нередко – в больших количествах. По этой причине они изучены, казалось бы, вдоль и поперек. Однако недавно трилобиты ухитрились вновь поразить палеонтологов.

Palaeolenus lantenoisi © 2017 Hopkins et al. Palaeolenus lantenoisi
© 2017 Hopkins et al.

Сенсация крылась в пищеварительной системе этих древних подводных обитателей. Благодаря находкам трилобитов редкой сохранности в Китае выяснилось, что современные представления об эволюции их желудка и кишечника имеют довольно мало общего с реальностью.

Несмотря на всю массовость и распространенность ископаемых остатков трилобитов именно об устройстве их пищеварительного тракта известно было не слишком много. Впрочем, накопленных за столетия изучения данных хватило на описание двух преобладающих планов строения пищеварительной системы – в виде сквозной трубки, проходящей от головного конца тела животного до хвостового, с парными пищеварительными железами по бокам, и в виде такой же трубки, но имеющей расширение – “желудок” или “зоб” (crop – англ), расположенный почти в самом начале, под глабелью. Во втором случае пищеварительных желез не сохранялось.

При этом у ранних трилобитов, живших в кембрийском периоде, наблюдался только первый тип строения. Соответственно, палеонтологи предполагали, что “желудок” появился со временем, в результате эволюции и только у более продвинутых форм.

“Новый ископаемый материал – 270 экземпляров трилобитов из Wulongqing Formation – заметно расширяет наши представления”, – говорит ведущий автор нового исследования Меланья Хопкинс (Melanie Hopkins) из Американского музея естественной истории.

Речь идет о множестве трилобитов, относящихся к родам  Palaeolenus lantenoisi и Redlichia mansuyi, найденных недавно в китайской провинции Юннань. Благодаря уникальным условиям захоронения примерно 20% трилобитов сохранили детали строения мягкого тела, выполненного псевдоморфозами окислов железа по пириту. И это редкое обстоятельство позволило китайским и американским палеонтологам в деталях ознакомиться с устройством внутренностей давно вымерших членистоногих.

Как оказалось, по несколько экземпляров обоих упомянутых видов обладали “желудками”, что довольно неожиданно для трилобитов, живших порядка 514 млн лет назад. “Кроме того, по крайней мере один экземпляр Palaeolenus lantenoisi демонстрирует необычное сочетание пищеварительных структур: “желудок” и парные пищеварительные железы, расположенные вдоль пищеварительного тракта. Эта комбинация пищеварительных структур никогда не наблюдалась у столь древних трилобитов и редко встречается вообще”, – отмечают авторы исследования.

“Это было очень тщательное исследование, основанное на нескольких экземплярах, и оно показывает, что мы должны начать думать о данном аспекте биологии и эволюции трилобитов по-другому”, – резюмировала доктор Хопкинс.

Статья опубликована порталом PLoS ONE