В бирманском янтаре нашли два новых вида кукуйиформных жучков

Сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Андрей Легалов обнаружил в образцах янтаря из Мьянмы две новые трибы долгоносикообразных жуков — Burmomaceratini (семейство Nemonychidae) и Burmocorynini (семейство Belidae).

Burmomacer kirejtshuki  © Andrei A. Legalov/Historical BiologyBurmomacer kirejtshuki
© Andrei A. Legalov/Historical Biology

Автор статьи изучал фрагменты янтаря, добытые в долине Хукон штата Качин (Мьянма). Предположительно, эти образцы происходят из сеноманского яруса, который образовался в самом начале верхнего мела 100—94 миллиона лет назад. Ядерно-магнитный резонанс древесных волокон в янтаре показал, что его основой с высокой вероятностью стала смола агатиса. Кроме древесины янтарь содержал в себе несколько мелких жучков в хорошей сохранности.

Этих насекомых сфотографировали с разных точек с помощью стереомикроскопа Zeiss Stemi-2000. Палеоэнтомолог учитывал форму и относительные размеры всех частей тела жуков. Их он сравнивал с уже известными по другим образцам бирманского янтаря ископаемыми долгоносиками — представителями трибы Burminyx (триба — это систематическая категория, объединяющая несколько родов в семействе, но не все).

Автор пришел к выводу, что перед ним жуки двух ранее неизвестных видов, родов и триб. Одному, длиной 3,3 мм, он дал латинское название Burmomacer kirejtshukiBurmo указывает на его происхождение из Мьянмы (ранее Бирмы), а macer относится к цветожилам — древнему семейству долгоносикообразных жуков, к которому принадлежит и новый вид. Триба Burmomacer kirejtshuki — Burmomaceratini. От представителей трибы Burminyx насекомое отличается более крупными размерами и коротким плоским хоботком.

Второго, более крупного жука (длина 6,8 мм), назвали Burmocorynus jarzembowskiCorynus в данном случае — обозначение семейства Belidae, к которому он относится. Как ни странно, этот жук, которого отнесли к трибе Burmocorynini, по внешнему строению больше всего походит на представителей трибы Archicorynini, недавно обнаруженных в Центральной Америке. Тем не менее он отличается от них расположением антенн и крупными глазами.

Оба найденных насекомых относятся к подсемейству куркулионоидные. И если один вид цветожилов в бирманском янтаре времен мезозоя уже обнаруживали, то ископаемые белиды в этой стране найдены впервые.

Статья опубликована в журнале Historical Biology