В Китае нашли новый вид зауропод

Новый вид динозавров-зауропод обнаружили канадские палеонтологи в Китае. Живший в юрском периоде ящер обладал особо длинномерной шеей, на которую приходилось порядка половины всей его длины. Теперь ученые гадают о причинах такого странного устройства животного.

Qijianglong guokrQijianglong guokr
Реконструкция: Xing Lida

Профессор университета Альберты Филипп Карри и его аспиранты Тецуо Мияшита и Лида Син описали новый вид маменьчизавра – Qijianglong guokr. Выраставший примерно до 15 метров в длину динозавр жил в конце юрского периода, около 160 млн лет назад. Его ископаемые остатки были найдены на местонахождении Цицзян в городе Чунцин.

Это кладбище динозавров получило известность в 2006 году, во время проведения на нем строительных работ. Среди прочих окаменелостей палеонтологи обнаружили маленький череп с длинной шеей. Дальнейшие раскопки показали, что осевой скелет животного сохранился почти полностью, а от лап остались лишь разрозненные кости. Череп был поврежден еще в юрское время, но мозговая капсула и черепная крышка дошли до наших дней в отличном состоянии, обеспечив ученым возможность изучать неизвестное прежде строение мозга маменьчизавров.

“Qijianglong является очень интересным существом. Представьте себе большое животное, которое наполовину состоит из шеи, и вы увидите, что эволюция может создать достаточно необыкновенные вещи, – отметил Мияшита. – Нам очень редко удается найти голову и шею зауропод вместе, потому что их голова настолько мала, что легко отделяется сразу после смерти животного”.

Маменьчизавры выделялись среди своих родственников своей уникально длинной шеей. Обычно у зауропод шея составляла примерно треть длины тела, а у маменьчизавров, как выясняется, могла достигать и половины. В отличие от известного ранее рода Mamenchisaurus у Qijianglong шейные позвонки оказались пустотелыми, что заметно облегчало нагрузку, приходящуюся на скелет. Кроме того, шея ящера довольно хорошо гнулась вверх, что также не очень типично для зауропод.

Стоит отметить, что маменьчизавры – исключительно азиатская группа ящеров, и на других материках их остатков не встречено. По мнению профессора Карри, длинношеие китайские формы являются эндемиками, процветавшими в каком-то географически изолированном районе. Он мог, например, быть отрезан от всего мира морем, горами или непроходимой пустыней. Поэтому базальные Mamenchisauridae не смогли расселиться шире, а впоследствии, когда их изолят соединился с другими регионами, новые инвазивные виды вытеснили их в конкурентной борьбе.

В настоящее время скелет нового динозавра выставлен в музее Цицзяна.

“Китай является родиной древних мифов о драконах, – сказал Мияшита. – Наверное, когда древние китайцы находили в земле скелеты длинношеих динозавров вроде Qijianglong, они и придумали этих мифических существ”.

Статья опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology