В раковине моллюска найдены белки возрастом 15 млн лет

Проблема сохранности органических веществ в ископаемом состоянии в последнее время выдвинулась на передний край науки. И если находка мягких тканей тираннозавра все еще вызывает недоверие у некоторых ученых, то вот выделение целого слоя подлинного белкового материала из раковины гастроподы миоценового возраста уже является непреложным научным фактом.

В раковине моллюска найдены белки возрастом 15 млн лет

Группа исследователей под руководством минералога и астробиолога Роберта Хазена из университета Карнеги обнаружила сохранившиеся до наших дней органические соединения в раковине брюхоногого моллюска Ecphora gardnerae germonae, найденной в миоценовых отложениях штата Мэриленд. От прочих ископаемых этого местонахождения гастропода отличалась темной красно-коричневой окраской раковины, в то время как все остальные находки были мелово-белыми.

Раковины Ecphora построены из слоев кристаллического карбоната кальция, перемежающихся прослойками белков и сахаров. Карбонат кальция сообщает раковине необходимую твердость, а белки и сахара скрепляют слои раковины. Кроме того, в белковых прослойках находятся пигменты, отвечающие за окраску раковины.

Как предположил доктор Хазен, именно “выжившие” на протяжении миллионов лет органические пигменты придают раковинам Ecphora их своеобразную окраску. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, американские ученые растворили несколько ракушек в кислоте, и были поражены, получив протеиновые прослойки размерами больше сантиметра в поперечнике.

Химический анализ, спектроскопия и электронная микроскопия этих прослоек подтвердили, что они действительно являются слоями белков, сохранившимися на протяжении 15 млн лет. “Это одни из самых древних и хорошо сохранившихся образцов белка, когда-либо наблюдавшихся в ископаемых раковинах”, – рассказал Хазен.

По своим свойствам древние белки сильно напоминают белки современных моллюсков. В частности, при растворении карбонатов раковины в кислоте они тоже остаются в виде прослоек того же цвета, что и исходный цвет раковины. А среди 11 аминокислот, обнаруженных в белках 15-миллионолетней давности, аспартат и глутамат встречаются и у современных моллюсков.

Дальнейшее изучение этих белков может помочь провести генетический анализ и уточнить эволюцию моллюсков на протяжении веков, а также, потенциально, изучить экологическую обстановку в Мэриленде 15 млн лет назад.

Статья опубликована в журнале Geochemical Perspectives Letters