Возвышение млекопитающих началось до вымирания динозавров

Новое исследование показывает, что всплеск видового разнообразия млекопитающих начался еще до того, как 66 миллионов лет назад вымерли динозавры. Ранее биологи предполагали, что доминирующие динозавры сдерживали развитие млекопитающих, которые в их эпоху были представлены в основном небольшими видами, питающимися насекомыми.

Purgatorius unioPurgatorius unio, одно из древних млекопитающих
© Nobu Tamura

Однако теперь удалось установить, что еще за 10 – 20 миллионов лет до исчезновения динозавров среди млекопитающих существовали животные широкого диапазона размеров и форм, занимающие разные экологические ниши. Один из авторов работы, Дэвид Гроссникл (David Grossnickle) из Чикагского университета, утверждает, что даже если бы массового вымирания рептилий не случилось, у млекопитающих все равно возникло бы то многообразие видов, которое мы наблюдаем сейчас.

Повод для таких выводов ученым дало исследование моляров (коренных зубов) древних млекопитающих. Форма зубов отражает пищевые привычки их владельцев. Биологи хорошо отличают зубы плотоядных и травоядных животных, по заостренной форме первых и уплощенной вторых. Как показало исследования, самые первые млекопитающие действительно питались преимущественно насекомыми, но очень скоро среди них появились как хищники, так и травоядные виды. Исследователи связывают появление новых форм млекопитающих с шедшей параллельно эволюцией цветковых растений. Оно дало больше разнообразных типов пищи, что повлекло специализацию видов.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B