Встречаем первого российского титанозавра

Палеонтологи Санкт-Петербургского государственного университета описали первого в истории титанозавра, жившего на территории современной России. Четвероногий и длинношеий Tengrisaurus starkovi из Бурятии больше напоминал жителя Южной Америки, чем типичного обитателя российской глубинки.

Tengrisaurus starkoviTengrisaurus starkovi

О том, как выглядел этот динозавр и почему его открытие заметно меняет представления ученых об истории эволюции динозавров рассказал профессор Санкт-Петербургского университета, заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН, доктор биологических наук Александр Олегович Аверьянов

Как выглядел новый ящер? Конечно, по нескольким хвостовым позвонкам трудно судить даже о длине и весе всего животного, но чем они были похожи на своих предков, а что передали более поздним формам?

Это был сравнительно небольшой зауропод. Вообще представители клады Titanosauria отличались от других растительноядных длиннохвостых и длинношеих ящеров своими широко расставленными конечностями. Поэтому, кстати, их следы достаточно легко распознать. Кроме того, хвост у них был сравнительно коротким в сравнении с другими зауроподам. Но стоит помнить, что титанозавры были очень разнообразной группой, большинство представителей которой известно нам по неполным скелетам.

Можно ли всерьез говорить об азиатском происхождении титанозаврид?

Бурятская находка имеет примерно такой же возраст, как и древнейшие литостротиевые титанозавры из Южной Америки. Литостротиевые – буквально значит “несущие мелкие камешки” – поскольку для этой группы было характерно наличие остеодерм, а также сильно процельных хвостовых позвонков. Пока нам трудно судить о месте происхождения всей группы Titanosauria, и аргументы в пользу помещения их родины в Азии и в Южной Америке примерно одинаковы.

Нужны новые, более древние находки. Но проблема здесь заключается в том, что раньше все находки литостротиевых динозавров в раннем мелу Азии просто игнорировались специалистами, поскольку не вписывались в южноамериканскую гипотезу происхождения титанозавров. Теперь им это будет делать заметно сложнее.

Кто еще жил в те времена рядом с тенгризавром? Насколько хорошо изучен этот фаунистический комплекс и какие у него были специфические, яркие представители или особенности?

Среди бурятских динозавров, судя по имеющимся материалам, доминировали пситтакозавры, то есть это был типичный пситтакозавровый комплекс. В него входили также терезинозавры и какие-то другие крупные тероподы. Вместо крокодилов в некоторых местах жили хористодеры, что, возможно, свидетельствует об относительно прохладном климате. Известны по зубам птерозавры орнитохейриды. Присутствовали черепахи – базальные криптодиры макробениды. Особенно интересен этот комплекс наличием одного из древнейших плацентарных млекопитающих – муртойлестеса.

Почему тенгризавр? Это устоявшаяся традиция палеонтологов, дань гостеприимству местных духов – покровителей охотников на динозавров, желание сделать приятное принимающей стороне…

Ну, таких названий все же пока не так много. Местное коренное население в основном буддисты. Монголо-татары  поклонялись Тенгри при Чингиз-хане и до принятия буддизма (на востоке) или ислама (на западе).

В последнее время описания и находки новых динозавров в России становятся все более частым явлением. Чем можно объяснить их полное отсутствие в прошлом и нарастающие открытия сейчас? Изменились методики поиска, дошел черед до ранее неисследованных районов, уделяется внимание игнорировавшимся в прошлом образцам?

Прогресс в понимании анатомии и филогении динозавров позволяет современным ученым работать с фрагментарным материалом, практически бесполезным в прошлом. Помните, как в одном из рассказов Ефремова палеонтолог идет и отпихивает ногой отдельные кости динозавров – ему нужен полный скелет. Сейчас мы имеем возможность получить важную информацию даже по отдельным костям.