Яйца динозавров по многообразию расцветок не уступали птичьим яйцам

Долгое время считалось, что разноцветные яйца возникли у птиц относительно поздно, а первые птицы откладывали яйца белого цвета, как это происходит у крокодилов. Но новый метод позволил доказать, что яйца разных цветов появились значительно раньше, как минимум 150 млн лет назад. И откладывали их в то время динозавры.

Яйцо динозавра (коричневое внизу справа) и яйца различных птиц и аллигатора (белое) © Jasmina WiemannЯйцо динозавра (коричневое внизу справа) и яйца различных птиц и аллигатора (белое)
© Jasmina Wiemann

Группа ученых во главе с Ясминой Виманн (Jasmina Wiemann) уже несколько лет работает над проблемой цвета динозавровых яиц. Они научились определять в окаменевшей скорлупе следы двух основных пигментов, от которых зависит окраска яйца: протопорфирина и биливердина. Для этого ученые применили высокоэффективную жидкостную хроматографию и масс-спектрометрию с ионизацией в электроспрее (ESI-Q-TOF).

В 2015 году Ясмина Виманн и ее коллеги впервые сообщили о результатах своей работы, рассказав, что динозавры вида хеюанния (Heyuannia huangi), жившие в верхний меловой период на территории современного Китая, откладывали яйца темной сине-зеленой окраски.

В новом исследовании команда Виманн рассмотрела хорошо сохранившиеся фрагменты окаменевшей яичной скорлупы 15 видов динозавров и птиц мелового периода, а также для сравнения скорлупу нескольких современных видов птиц. Состав пигментов на этот раз определялся при помощи рамановской микроспектроскопии. В результате исследователи обнаружили, что ископаемая скорлупа была когда-то разных цветов, а у некоторых видов была покрыта пятнистыми узорами. Например, дейноних (Deinonychus) откладывал сине-зеленые яйца с более темным узором на светлом фоне. У разных представителей семейства троодонтид (Troodontidae) яйца были белыми, бежевым или сине-зелеными, часто с крапинками.

В итоге ученые пришли к выводу о раннем возникновении окрашенных яиц у динозавров, унаследованном их потомками-птицами. Птицы, откладывающие яйца с чисто белой скорлупой, например, африканские страусы, попугаи и домашние куры, по словам Виманн и ее коллег, утратили окраску яиц позже, в ходе эволюции. Возможно, окраска яиц у динозавров возникла после того, как они перешли от закапывания яиц, как это делают черепахи или крокодилы, к сооружению открытых гнезд.

Исследование опубликовано в журнале Nature