Зубы тираннозавров сделаны по особому проекту

Самым главным оружием любого хищника являются его зубы. У тероподовых динозавров зубы обладали уникальным строением, превращавшим их в самых страшных хищников всех времен и народов, выяснили канадские палеонтологи.

Крупный теропод Gorgosaurus поедает молодого CorythosaurusКрупный теропод Gorgosaurus поедает молодого Corythosaurus
Реконструкция: Danielle Dufault

Динозавры-тероподы, к которым относятся и знаменитые тираннозавры, были крупнейшими наземными хищниками в истории Земли. Они появились на нашей планете около 200 млн лет назад и лидировали среди питающихся мясом животных до самого глобального вымирания, разразившегося 65 млн лет назад.

Исследовательница университета Торонто-Миссисауга Кирстин Бринк рассмотрела под микроскопом срезы зубов восьми видов теропод – от триасового Coelophysis до мелового Tyrannosaurus. В ее работе рассматриваются зубы напоминавшего птицу Troodon, крупных хищников Allosaurus, Gorgosaurus, Daspletosaurus и Carcharodontosaurus, а также крупного рыбоядного Spinosaurus. Сравнив их с зубами других эффективных хищников – акулы Carcharodon megalodon, саблезубого тигра Smilodon, современного комодского варана и пермского зверозубого Dimetrodon grandis, палеонтолог нащупала секретное оружие тираннозавров.

Тайна эволюционного успеха теропод крылась в особом строении зубов. Живущие охотой виды часто обзаводятся зубами с зазубренным краем, напоминающим серейторный нож для разделки мяса. У теропод эта пильчато-зубчатая конструкция оказалась доведена до совершенства благодаря глубоким впадинам и специальным «вкладышам», расположенным между отдельными зубчиками на режущей поверхности зуба. В результате зубы теропод оказывались более прочными и хуже ломались, чем зубы других хищников.

Хотя динозавры обладали прекрасной способностью отращивать сломанные зубы заново, рассказывает Бринк, у них на это уходило достаточно много времени. Зуб взрослого ящера длиной больше 20 см мог отрастать пару лет, поэтому особая конструкция этих важнейших устройств, сокращавшая число и продолжительность пробелов в челюсти, была очень полезна, повышая эффективность питания.

Уникальная микроанатомия зуба присутствует в большинстве таксонов теропод, в том числе уже у базальных Coelophysis, пишут канадские палеонтологи. Зифодонтность (зазубренность зубов) теропод, таким образом, превратилась у них в апоморфный признак, увеличив зазубренность и сделав зубы более долговечными. Интересно, что характерная структура тероподовых зубов была вторично изменена у двух таксонов с изменившимися пищевыми стратегиями. Troodon, предположительно всеядный, растительноядный или, по крайней мере, предпочитавший мягкую пищу, сохраняет зифодонтность, но уже без глубоких складок между зубчиками. Рыбоядный Spinosaurs, который, вероятно, охотился на довольно маленькую относительно размеров его тела добычу, потерял зубчики полностью.

Этапы развития зуба у тероподЭтапы развития зуба у теропод

Следовательно, полагают палеонтологи, развитие зубчиков очень важно при особой, гиперхищнической стратегии питания теропод, в частности, способности питаться большими кусками мяса и разгрызать кости. Этот вывод косвенно подтверждают находки сломанных зубов тираннозаврид, напрочь застрявших в крупных костях других динозавров, а также обломки разгрызенных костей, найденные в ассоциируемых с тероподами копролитах.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports