Как появились первые клетки с ядром и митохондриями

В прошлом году на дне Атлантического океана ученые обнаружили Локи — потерянное звено между эукариотами и прокариотами, организм, который может помочь ответить на вопрос, как появились первые клетки с ядром и митохондриями. Предлагаем ознакомиться со статьей микробиолога Гаутама Дея (Gautam Dey) в журнале Trends in Cell Biology о том, что представляет собой первый эукариотический организм.

Скопление одноклеточных эукариотических организмовСкопление одноклеточных эукариотических организмов
© Diomedia

Эукариоты — гигантская группа (домен) живых организмов, включающая в себя человека, обезьян, кошек, насекомых и амеб. Всех объединяет то, что в их клетках содержатся мембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды. Ученые установили, что сами эукариоты — плод симбиоза существ из двух других (доядерных или прокариотических) доменов: бактерий и архей.

Клетки эукариот значительно отличаются от прокариот. Например, их масса на один-два порядка больше массы бактерий и архей. Еще одно весьма заметное отличие эукариот — внутренние мембраны, разделяющие их цитоплазму на многочисленные отсеки — компартменты. Движение компартментов и их распределение во внутренней среде клетки регулируется рядом специфических белков, ранее в прокариотах не встречавшихся.

Ученые в течение десятилетий спорят о том, какова должна быть клеточная и генетическая природа последнего общего предка эукариот (LEKA) — организма, от которого произошли все имеющие ядро клетки. Считается, что эукариоты — это результат симбиоза археи, игравшей роль клетки-хозяина, и бактерии, что дала начало митохондриям. Однако была серьезная проблема: не хватало промежуточного звена, способного перекинуть мост через пропасть между прокариотами и эукариотами, сильно отличающимися размерами и по степени сложности организации.

Помощь пришла с неожиданной стороны. Технологии расшифровки ДНК становятся все дешевле и доступнее. Теперь есть возможность собирать геномные данные из различных сред, где обитали археи и бактерии. Дело в том, что далеко не все микроорганизмы удается культивировать в условиях лаборатории. Ведь они живут порой в крайне специфических условиях, например, в геотермальных источниках. Но можно собрать пробы, обработать клетки реактивами для выделения ДНК и определить последовательности нуклеотидов, чтобы найти специфические гены. Так расшифровали геномы многих архей, и выяснилось: прокариоты содержат последовательности, аналогичные тем генам, что, как раньше думали, встречаются только у эукариот.

Изображение термофильной бактерии в условных цветахИзображение термофильной бактерии в условных цветах
© University of California Museum of Paleontology

Что это за гены? Во-первых, те, что кодируют белки, формирующие пререпликационный комплекс, необходимый для копирования ДНК. Во-вторых, последовательности, кодирующие убиквитин, участвующий в регуляции активности других белков. В-третьих, гены, отвечающие за синтез актина, тубулина и белка ESCRTIII — молекул, нужных для придания мембранам определенных форм и считавшихся специфичными для эукариот.

Установлено, что основная часть белковых механизмов, определяющих внутриклеточную архитектуру ядерных клеток, происходит от белков, присутствующих у архей группы TACK. В TACK входят типы Thaumarchaeota, Aigarchaeota, Crenarchaeota и Korarchaeota. Недавно обнаруженные в Атлантическом океане Lokiarchaeota, также относящиеся к указанной группе, подтвердили эту теорию. Дело в том, что в локиархеях, чей геном был выделен в 2015 году из клеток, собранных возле гидротермального источника «Замок Локи», выявили 175 генов, кодирующих белки, похожие на эукариотические. В их число входят и ESPs (eukaryotic signature proteins) — белки, считавшиеся уникальными только для ядерных клеток. Когда ученые построили эволюционное дерево — схему, показывающую родство между различными организмами, — оказалось, что локиархеи ближе к эукариотам, чем к другим археям. В качестве аналогии можно привести шимпанзе: по своему ДНК этот примат ближе к людям, чем к другим обезьянам.

Подводный геотермальный источник «Замок Локи»Подводный геотермальный источник «Замок Локи»