Новый вид ихтиозавров, найденный в окрестностях Москвы, только что описали российские палеонтологи. Рыбоящер жил в юрском периоде и был частым гостем морских глубин. Он мог погружаться на глубину свыше полукилометра, рассказал доцент ФЭС Саратовского государственного технического университета Максим Архангельский.
Глубоководная охота ундорозавра
Реконструкция: Николай Зверьков
Вместе с молодым палеонтологом Московского государственного университета Николаем Зверьковым Архангельский изучал остатки ихтиозавра из коллекции Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского. Сравнив практически полностью сохранившийся ласт с уже известными науке морскими ящерами ученые пришли к выводу, что имеют дело с новым видом рода Undorosaurus, входящего в состав подсемейства Ophthalmosaurinae. На это указывали детали строения конечности. Назвать животное решили в честь известного российского геолога и палеонтолога Германа Адольфовича Траутшольда – Undorosaurus trautscholdi.
Ундорозавры, впервые описанные с территории Поволжья, вырастали до 4-6 метров, были активными хищниками, быстрыми и подвижными пловцами. Охотясь на головоногих моллюсков и рыб, они могли опускаться на большие глубины, примерно так, как сегодня это делают некоторые китообразные. И так же, как они, ундорозавры могли встречать там гигантских кальмаров, послуживших прототипом для знаменитого кракена.
Глубоководная охота не проходила для рыбоящеров бесследно – у многих из них кости несут следы патологий, вызванных резкой сменой давления при погружении и всплытии. Не стал исключением Undorosaurus trautscholdi – на его плечевой кости палеонтологи обнаружили следы аваскулярного некроза. Это заболевание встречалось примерно у 15% юрских и 18% раннемеловых ихтиозавров и было следствием их глубинных охот.
Кстати, с этой привычкой Undorosaurus trautscholdi связана самая настоящая научная загадка. Дело в том, что согласно палеогеографическим данным, средняя глубина юрского моря на территории Московской области не превышала 25-30, в редких случаях 60 метров. Между тем для развития некрозов необходима куда более серьезная глубина – по некоторым подсчетам до 500 метров и даже больше. Как же московский ундорозавр мог погружаться так глубоко?
Точного ответа на этот вопрос у исследователей пока нет. Скорее всего, ундорозавры мигрировали, покрывая большие расстояния и добираясь до по-настоящему глубоких морских бассейнов. На это предположение наталкивает открытие в районе Шпицбергена ближайшего родственника ундорозавра – криоптеригиуса (Cryopterygius). Но так или иначе, регулярные глубоководные погружения обитателя Москвы юрского периода можно считать вполне доказанными.
Интересна и история открытия Undorosaurus trautscholdi. Его окаменевшие кости еще в 1878 году нашел около подмосковной деревни Мневники выдающийся российский геолог и палеонтолог Герман Адольфович Траутшольд, которому 17 сентября 2014 года исполнилось бы 196 лет. Хотя Траутшольд описал найденные им кости, он не стал относить их к какому-либо известному в те времена роду или виду ихтиозавров. С тех пор остатки ящера хранились в запасниках московского Геологического музея имени В.И. Вернадского.
«Роль фондовых коллекций музеев и их экспозиции в современной науке очень велика,
– свидетельствует Максим Архангельский. – Несмотря на все революции и войны, в ГГМ многое сохранилось еще с XIX века. В основном, конечно, это отдельные кости и небольшие фрагменты скелетов, для корректной идентификации которых палеонтологам прошлых лет просто не хватало знаний. По мере того, как наращивался материал, находились новые полные или практически полные скелеты, появилась возможность сравнивать их с этими старыми образцами. И теперь настало время все фрагментарные материалы брать в оборот – ведь они содержат массу ценной научной информации. Например, в Геологическом музее имени Вернадского до сих пор бережно хранятся сборы таких выдающихся российских палеонтологов, как Г.А. Траутшольд, Н.Н. Боголюбов, В.А. Киприянов… Многие наши музеи можно смело назвать богатейшим источником грядущих открытий».
Источник: paleonews.ru