Астрономический календарь на апрель 2020 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 апреля – Луна (Ф= 0,5+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
1 апреля – Луна в фазе первой четверти,
2 апреля – долгопериодическая переменная звезда RS Весов близ максимума блеска (6,5m),
2 апреля – покрытие Луной (Ф= 0,64+) звезды мю Рака (5,3m) при видимости в Сибири и на севере страны,
3 апреля – Венера проходит по рассеянному звездному скоплению Плеяды (М45),
3 апреля – Луна (Ф= 0,7+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
4 апреля – Меркурий проходит в 1,3 гр. южнее Нептуна,
4 апреля – Луна (Ф= 0,84+) проходит севернее Регула,
6 апреля – долгопериодическая переменная звезда T Большой Медведицы близ максимума блеска (6,5m),
6 апреля – покрытие Луной (Ф= 0,95+) звезды ню Девы (4,0m) при видимости на востоке страны,
7 апреля – Луна (Ф= 1,0) в перигее своей орбиты на расстоянии 356910 км от центра Земли,
8 апреля – полнолуние (суперлуние),
8 апреля – Луна (Ф= 1,0) близ Спики,
11 апреля – Луна (Ф= 0,84-) близ Антареса,
13 апреля – Луна (Ф= 0,69-) в нисходящем узле своей орбиты,
13 апреля – Луна (Ф= 0,61-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
14 апреля – Луна в фазе последней четверти,
14 апреля – Луна (Ф= 0,5-) близ Юпитера,
15 апреля – Луна (Ф= 0,46-) близ Сатурна,
16 апреля – Луна (Ф= 0,38-) близ Марса,
19 апреля – долгопериодическая переменная звезда V Единорога близ максимума блеска (6,5m),
19 апреля – долгопериодическая переменная звезда S Пегаса близ максимума блеска (7m),
19 апреля – Луна (Ф= 0,13-) близ Нептуна,
20 апреля – Луна (Ф= 0,05-) в апогее своей орбиты на расстоянии 406460 км от центра Земли,
20 апреля – долгопериодическая переменная звезда T Гидры близ максимума блеска (6,5m),
21 апреля – Луна (Ф= 0,02-) близ Меркурия,
22 апреля – максимум действия метеорного потока Лириды (ZHR= 18),
23 апреля – новолуние,
23 апреля – Луна (Ф= 0,0) близ Урана,
25 апреля – Луна (Ф= 0,05+) проходит южнее Плеяд,
26 апреля – долгопериодическая переменная звезда U Ориона близ максимума блеска (5m),
26 апреля – Луна (Ф= 0,09+) проходит севернее Альдебарана,
26 апреля – Луна (Ф= 0,11+) проходит южнее Венеры,
26 апреля – Уран в соединении с Солнцем,
27 апреля – долгопериодическая переменная звезда T Геркулеса близ максимума блеска (7m),
27 апреля – Луна (Ф= 0,2+) в восходящем узле своей орбиты,
28 апреля – Луна (Ф= 0,27+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
30 апреля – Луна (Ф= 0,47+) проходит севернее звездного скопления Ясли (М44),
30 апреля – Луна в фазе первой четверти.

Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна. Склонение центрального светила постепенно растет, достигая положительного значения 15 градусов к концу месяца, а продолжительность дня быстро увеличивается от 13 часов 07 минут до 15 часов 23 минут на широте Москвы. Полуденная высота Солнца за месяц на этой широте увеличится с 38 до 49 градусов. Длительные сумерки в средних и северных широтах оставляют немного времени для глубокого темного неба (несколько часов). Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в начале апреля, а к концу месяца здесь наступят белые ночи. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet. ru/db/msg/1234339).

Луна начнет движение по небу апреля в созвездии Близнецов при фазе 0,45+. В первый день месяца ночное светило примет фазу первой четверти в этом же созвездии. Наблюдаясь на вечернем небе высоко над южным и юго-западным горизонтом, Луна будет перемещаться к востоку, увеличивая фазу и приближаясь к созвездию Рака, в которое войдет 2 апреля. На следующий день овал Луны сблизится с рассеянным звездным скоплением Ясли (М44), а 4 апреля перейдет в созвездие Льва, где к концу этого дня сблизится со звездой Регул (главной звездой созвездия). 6 апреля почти полный диск Луны войдет в созвездие Девы, где пробудет до 9 апреля, приняв здесь фазу полнолуния близ звезды Спика (главной звезды созвездия). 8 апреля наступит полнолуние. Перейдя в созвездие Весов яркий лунный диск будет наблюдаться всю ночь невысоко над горизонтом. 11 апреля овал Луны перейдет в созвездие Скорпиона и в этот же день войдет в созвездие Змееносца, где пробудет до 12 апреля пройдя севернее Антареса. В этот день Луна при фазе близкой к последней четверти перейдет в созвездие Стрельца, в котором задержится до 15 апреля. 14 апреля Луна примет фазу последней четверти и пройдет близ Юпитера. 15 апреля ночное светило вступит в соединение с Сатурном, а 16 апреля – с Марсом. Не смотря на низкое положение над горизонтом, серп Луны будет замечательно смотреться около трех ярких планет Солнечной системы. 15 апреля уменьшающийся лунный серп перейдет в созвездие Козерога и задержится в нем до 17 апреля, когда перейдет в созвездие Водолея. На рассвете 19 апреля тонкий серп Луны сблизится с Нептуном, а на следующий день перейдет в созвездие Рыб. Продолжая уменьшать фазу, Луна 21 апреля посетит созвездие Кита, а 22 апреля снова перейдет в созвездие Рыб, сблизившись с Меркурием. 23 апреля Луна примет фазу новолуния и перейдет в созвездие Овна, где пробудет до 24 апреля, перейдя в этот день в созвездие Тельца. Здесь тонкий молодой месяц будет наблюдаться на вечернем небе, 25 апреля пройдя южнее Плеяд, а 26 апреля – севернее Гиад и Альдебарана. В этот же день растущий серп пройдет южнее Венеры и устремится к созвездию Близнецов, в которое войдет 27 апреля. Здесь Луна пробудет до 29 апреля, увеличивая фазу и приближаясь к созвездию Рака, наблюдаясь на вечернем небе высоко над южным и юго-западным горизонтом. 30 апреля Луна еще раз за месяц сблизится с рассеянным звездным скоплением Ясли (М44) и, приняв в созвездии Рака фазу последней четверти, закончит свой путь по апрельскому небу.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, 9 апреля переходя в созвездие Рыб, 15 апреля – в созвездие Кита, 18 апреля – в созвездие Рыб, а 28 апреля – в созвездие Овна. Меркурий наблюдается на утреннем небе у юго-восточного горизонта, но видимость его в средних и северных широтах далека от благоприятной. Лучше всего Меркурий будет наблюдаться в южных районах страны. Видимый диаметр планеты за месяц уменьшается от 6,5 до 5,0 угловых секунд при блеске, который увеличивается от Оm до -1,6m. Фаза планеты за месяц увеличивается от 0,6 до 1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид небольшого овала, превращающегося в диск с уменьшением видимых размеров.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Планета видна на вечернем небе в виде яркой звезды (над западным горизонтом). Наблюдать Венеру можно даже невооруженным глазом на дневном небе (во второй половине дня). 26 апреля около планеты будет находиться Луна, что облегчит поиск Венеры в дневное время. Угловое расстояние вечерней звезды от Солнца к концу месяца уменьшается от 46 до 39 градусов к востоку от центрального светила. Видимый диаметр Венеры возрастает от 25,5” до 38,5”, а фаза уменьшается от 0,5 до 0,25 при блеске, возрастающем от -4,5m до 4,7m. В телескоп планета видна в виде небольшого белого овала без деталей, постепенно превращающегося в полудиск.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Планета видна на утреннем небе в виде достаточно яркой звезды. В телескоп наблюдается крохотный диск с самыми крупными деталями. Блеск планеты увеличивается от +0,8m до +0,4m, а видимый диаметр возрастает от 6,4 до 7,6 угловых секунд. Марс 13 октября 2020 года пройдет противостояние с Солнцем при видимом диаметре более 22 секунд дуги.

Юпитер перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Стрельца. Газовый гигант наблюдается на утреннем небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 37” до 40” при блеске более -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также их различные конфигурации.

Сатурн перемещается в одном направлении Солнцем по созвездию Козерога. Наблюдается окольцованная планета в утренние часы над восточной частью горизонта. Блеск планеты составляет +0,6m при видимом диаметре около 17”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 21 градус.

Уран (6m, 3,4”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m). Планета заканчивает вечернюю видимость и вступает в соединение с Солнцем 26 апреля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в эпоху близкую к противостоянию в периоды новолуний на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,3”) движется в одном направлении Солнцем по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Планета видна на утреннем небе, но условия ее видимости в средних и северных широтах далеки от благоприятных. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2020 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, видимых с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (C/2017 Т2) и ATLAS (C/2019 Y4). Первая при максимальном расчетном блеске около 8,5m движется по созвездиям Кассиопеи и Жирафа. Вторая перемещается по созвездию Жирафа при максимальном расчетном блеске около 7m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов месяца самым ярким будет Веста (8,4m), которая движется по созвездию Тельца. Карты путей астероидов (комет) даны в приложении. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm.

Из относительно ярких дологопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: RS Весов 7,5m – 2 апреля, U Микроскопа 8,8m – 2 апреля, Т хАчдромеды 8,5m – 4 апреля, R Малой Медведицы 9,1m – 5 апреля, Т Большой Медведицы 7,7m – 6 апреля, RU Весов 8,1m – 6 апреля, RU Лебедя 8,0m – 14 апреля, X Возничего 8,6m – 16 апреля, S Южной Рыбы 9,0m – 16 апреля, X Кита 8,8m – 17 апреля, V Единорога 7,0m – 19 апреля, Y Единорога 9,1m – 19 апреля, S Пегаса 8,0m – 19 апреля, Т Гидры 7,8m – 20 апреля, U Ориона 6,3m – 26 апреля, Y Весов 8,6m – 26 апреля, Т Геркулеса 8,0m – 27 апреля, S Орла 8,9m – 28 апреля, S Ящерицы 8,2m – 28 апреля. Больше сведений на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 22 апреля максимума действия достигнут Лириды (ZHR= 18) из созвездия Лиры. Луна в период максимума этого потока имеет фазу новолуния, поэтому условия наблюдений Лирид в этом году будут весьма благоприятны. Подробнее на http://www.imo.net.

Другие сведения о явлениях года имеются в zAK_2020 – http://www.astronet.ru/db/msg/1364099