Астрономический календарь на июнь 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 июня – Луна (Ф= 0,05+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
2 июня – Луна (Ф= (Ф= 0,06+) в апогее своей орбиты на расстоянии 406191 км от центра Земли,
2 июня – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
5 июня – Сатурн в стоянии с переходом к попятному движению,
4 июня – Луна (Ф= 0,2+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
6 июня – Луна (Ф= 0,36+) проходит севернее Регула,
6 июня – покрытие Луной (Ф= 0,41+) звезды 46 Льва (5,4m) при видимости западной половине страны,
7 июня – Луна в фазе первой четверти,
9 июня – покрытие Луной (Ф= 0,72+) звезды 44 Девы (5,8m) при видимости на севере страны,
10 июня – Луна (Ф= 0,75+) проходит севернее Спики,
11 июня – Венера проходит в 1,5 гр. южнее Урана,
12 июня – Луна (Ф= 0,94+) в нисходящем узле своей орбиты,
13 июня – Луна (Ф= 0,98+) проходит севернее Антареса,
14 июня – полнолуние,
14 июня – Луна (Ф= 0,99-) в перигее своей орбиты на расстоянии 357434 км от центра Земли,
15 июня – Луна (Ф= 0,99-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
15 июня – покрытие Луной (Ф= 0,97-) звезды тау Стрельца (3,3m) при видимости в Сибири,
16 июня – Меркурий в максимальной западной (утренней) элонгации 23 градуса,
16 июня – покрытие Луной (Ф= 0,93-) звезды омега Стрельца (4,7m) при видимости на востоке страны,
18 июня – Луна (Ф= 0,77-) проходит южнее Сатурна,
20 июня – Луна (Ф= 0,55-) близ Нептуна,
21 июня – Луна в фазе последней четверти,
21 июня – летнее солнцестояние,
21 июня – Луна (Ф= 0,46-) близ Юпитера,
22 июня – Луна (Ф= 0,33-) проходит южнее Марса (покрытие, видимое в акватории Тихого океана и Антарктиде),
23 июня – Меркурий проходит в 3 градусах севернее Альдебарана,
24 июня – Луна (Ф= 0,15-) проходит южнее Урана (покрытие, видимое в Австралии и Индонезии),
25 июня – Луна (Ф= 0,13-) в восходящем узле своей орбиты,
26 июня – Луна (Ф= 0,08-) проходит в 2,7 гр. севернее Венеры,
27 июня – максимум действия метеорного потока Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0 – 100),
27 июня – Луна (Ф= 0,03-) проходит севернее Меркурия,
28 июня – Нептун в стоянии с переходом к попятному движению, 29 июня – новолуние,
29 июня – Луна (Ф= 0,0) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
29 июня – Луна (Ф= 0,0) в апогее своей орбиты на расстоянии 406575 км от центра Земли.

Солнце движется по созвездию Тельца до 20 июня, а затем переходит в созвездие Близнецов и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно растет, а продолжительность дня увеличивается от 17 часов 11 минут в начале месяца до 17 часов 32 минут в день солнцестояния 21 июня. Солнце в этот день как бы замирает в верхней точке максимального склонения (+23,5 градуса), а затем начинает опускаться к югу. Приведенные данные по продолжительности дня справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца имеет значение около 57 градусов. На широте С._Петербурга наступают белые ночи, а севернее 66 широты наступает полярный день. Достаточно благоприятные условия для наблюдения звездного неба остаются лишь в южных широтах страны. Для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июнь – самый благоприятный период в году. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.rU/db/msg/l222232).

Луна начнет движение по июньскому небу в созвездии Тельца при фазе 0,02+. 1 июня лунный серп достигнет созвездия Близнецов (Ф= 0,03+), где покроет Цереру при фазе 0,05+ (видимость в Южной Америке). 3 июня Луна (Ф= 0,14+) перейдет в созвездие Рака, где на следующий день пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44) уже при фазе 0,2+. В созвездие Льва ночное светило вступит 5 июня при фазе 0,27+. Здесь лунный серп 6 июня пройдет севернее Регула при фазе 0,36+. В созвездии Льва Луна примет фазу первой четверти 7 июня. Затем ночное светило устремится к созвездию Девы, в которое войдет при фазе 0,55+ 8 июня. Двигаясь по созвездию Девы Луна пройдет севернее Спики при фазе 0,75+ 10 июня. 11 июня лунный овал (Ф= 0,87+) перейдет в созвездие Весов и пробудет здесь до 12 июня, когда вступит в созвездие Скорпиона при фазе 0,96+. 13 июня, увеличив фазу до 0,98+, лунный диск перейдет в созвездие Змееносца (наблюдаясь всю ночь севернее Антареса) и примет здесь фазу полнолуния 14 июня. В этот же день полная Луна перейдет в созвездие Стрельца. Здесь ночное светило будет находиться до 16 июня, когда вступит в созвездие Козерога при фазе около 0,92-. 18 июня лунный овал пройдет южнее Сатурна, уменьшив фазу до 0,77-. В этот же день ночное светило перейдет в созвездие Водолея при фазе 0,76-. Здесь 19 июня Луна (Ф= 0,7-) пройдет южнее Весты (покрытие, видимое на юге Южной Америки), а 20 июня – южнее Нептуна при фазе 0,55-. В этот же день лунный полудиск (Ф= 0,52-) перейдет в созвездие Рыб, где примет фазу последней четверти 21 июня. В этот же день Луна при фазе 0,46- пройдет южнее Юпитера и перейдет в созвездие Кита. 22 июня ночное светило (Ф= 0,37-) еще раз пересечет границу созвездия Рыб, где в этот же день при фазе около 0,33- пройдет южнее Марса (покрытие, видимое в акватории Тихого океана и Антарктиде). 23 июня стареющий серп Луны (Ф= 0,24-) пересечет границу созвездия Овна, где 24 июня пройдет южнее Урана при фазе ОД 5- (покрытие, видимое в Австралии и Индонезии). Перейдя в созвездие Тельца 25 июня (Ф= 0,12-), тонкий лунный серп при фазе 0,08- пройдет 26 июня между Венерой и Плеядами, а 27 июня при фазе 0,03- – севернее Меркурия. 28 июня тонкий старый месяц вступит в созвездие Близнецов, где 29 июня примет фазу новолуния. 30 июня Луна перейдет в созвездие Рака и закончит свой путь по июньскому небу при фазе 0,03+.

Меркурий весь месяц перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца близ Гиад. Планета находится на утреннем небе, 16 июня достигая максимальной элонгации 23 градуса к западу от Солнца. Меркурий лучше всего виден в южных широтах страны на фоне утренней зари. Блеск планеты увеличивается за месяц от +3m до -1m. Видимый диаметр Меркурия уменьшается за описываемый период от 11 до 6 секунд дуги. Фаза Меркурия в начале месяца составляет 0,07, а к концу июня увеличивается до 0,7. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид серпа, переходящего в полудиск, а затем – в овал.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна, 17 июня переходя в созвездие Тельца. 26 июня севернее Венеры пройдет Луна. Планета наблюдается на утреннем небе, уменьшая угловое удаление от Солнца от 37 до 30 градусов. Видимый диаметр Венеры уменьшается 14” до 12”. Фаза Венеры увеличивается от 0,77 до 0,86 при блеске около -4m. В телескоп наблюдается яркий овал без деталей.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб и Кита. 22 июня произойдет покрытие Марса Луной при видимости в Антарктиде и Акватории Тихого океана. Планета имеет утреннюю видимость, которая постепенно улучшается. Блеск Марса увеличивается от +0,7m до +0,5m, а видимый диаметр загадочной планеты увеличивается от 6,4 до 7,2 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с крупными деталями поверхности.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Газовый гигант наблюдается на утреннем небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается за месяц от 37” до 41” при блеске около -2,2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 5 июня меняя движение на попятное. Окольцованную планету можно найти на ночном и утреннем небе. Блеск планеты составляет +0,6m при видимом диаметре около 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 12 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). 24 июня Уран покроется Луной. Планета находится на утреннем небе, но ее видимость благоприятна в южных районах страны. Тем не менее, в средних широтах Уран может быть найден при помощи бинокля на сумеречном небе. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Рыб южнее звезды лямбда Psc (4,5m), 28 июня меняя движение на попятное. Планета находится на утреннем небе, но ее видимость в средних широтах нашей страны малоблагоприятна. Тем не менее, Нептун можно будет найти в бинокль на сумеречном небе с использованием звездных карт Астрономическом календаре на 2022 год . Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, наиболее удобных для наблюдений с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: PANSTARRS (C/2017 К2) и PANSTARRS (С/2021 ОЗ). Первая при максимальном расчетном блеске около 7m движется по созвездию Змееносца. Вторая перемещается по созвездиям Жирафа, Дракона, Малой Медведицы и Большой Медведицы при максимальном расчетном блеске около 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Веста в созвездиях Водолея при максимальном блеске 6,7m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndeXzAll.htm .

Дологопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на https://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 27 июня максимума действия достигнут Июньские Боотиды (поток переменный, ZHR= 0 – 100). Луна в период максимума этого потока имеет фазу, близкую к новолунию, поэтому условия наблюдений потока будут благоприятными. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в AK_2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/1769488