На Марсе обнаружены следы древнего океана

Новый набор топографических карт предоставляет доказательства существования древнего океана в северном полушарии Марса. Карты показывают, что когда-то на Красной планете уровень воды был выше, а климат сохранялся теплым и влажным, сообщает Университет штата Пенсильвания (США).

© Benjamin Cardenas/Penn State Береговая линия возрастом примерно 3,5 миллиарда лет со значительными осадочными отложениями
толщиной не менее 900 метров покрывала сотни тысяч квадратных километров
© Benjamin Cardenas/Penn State

«Основываясь на этих выводах, мы знаем, что должен был быть период, когда было достаточно тепло, а атмосфера была достаточно плотной, чтобы одновременно поддерживать такое количество жидкой воды», – объясняет Бенджамин Карденас (Benjamin Cardenas), ведущий автор исследовательской работы. Суровый климат и замерзший ландшафт, который наблюдается на Красной планете сегодня, – это следствие, считают ученые.

В этой работе ученые обратили внимание на историю водных путей и образования осадочных пород на Марсе (или, если воспользоваться научной терминологией, на стратиграфию). Используя топографические данные, они нашли убедительные доказательства существования береговой линии. Ее возраст – примерно 3,5 миллиарда лет. На «берегах» – множество осадочных отложений толщиной не менее 900 метров. Они покрывали сотни тысяч квадратных километров.

Команда использовала программное обеспечение, разработанное Геологической службой США, для отображения данных НАСА и лазерного высотомера Mars Orbiter – инструмента на космическом аппарате Mars Global Surveyor.

Исследователи обнаружили на Красной планете более 6500 километров речных хребтов и сгруппировали их в 20 систем, чтобы показать, что хребты, вероятно, представляют собой эродированные (то есть измененные водными потоками и ветрами) речные дельты или пояса подводных каналов – остатки древней марсианской береговой линии.

Особенности горных пород, такие как толщина системы хребтов, возвышения, местоположения осадочных пород помогли команде понять эволюцию палеогеографии региона. По словам ученых, область, которая когда-то была океаном, теперь известна как Эолис Дорса и содержит самое плотное скопление речных хребтов на планете.

На Земле бассейны с древними осадочными породами содержат стратиграфические записи эволюции климата и жизни. По аналогии, если ученые хотят найти записи о жизни на Марсе, наиболее логичным местом для поиска будет океан размером с тот, что когда-то покрывал гряды Эолида (Aeolis Dorsa), систему низких хребтов к востоку от плато Эолида, отмечается в пресс-релизе.

Статья опубликована в журнале Journal of Geophysical Research Planets