Наблюдения за звёздным небом в июле 2017 года

Избранные астрономические события месяца (время московское):

Наблюдения за звёздным небом в декабре 2014 года

1 июля и весь месяц – возможность появления сребристых облаков на фоне сумеречного сегмента,
1 июля – Луна в фазе первой четверти,
2 июля – Луна (Ф= 0,54+) близ Юпитера,
3 июля – астероид (3) Юнона в противостоянии с Солнцем (9,7m),
3 июля – Земля в афелии на расстоянии 1,01668 а.е. от Солнца,
4 июля – покрытие Луной (Ф= 0,84+) звезды гамма Весов (3,9m),
5 июля – Венера проходит в 6,5 гр. южнее Плеяд,
6 июля – Луна (Ф= 0,92+) в апогее на расстоянии 405932 км от центра Земли,
7 июля – Спутники Юпитера Ио, Европа и Каллисто в максимальном сближении у диска планеты,
7 июля – Луна (Ф= 0,96+) близ Сатурна,
8 июля – Луна (Ф= 1,0) в максимальном склонении к югу,
9 июля – полнолуние,
10 июля – Меркурий проходит по звездному скоплению Ясли (М44) при элонгации 19 градусов к востоку от Солнца,
10 июля – Марс проходит в 5,6 гр. к югу от Поллукса,
10 июля – долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска (6m),
12 июля – Луна (Ф= 0,92-) в нисходящем узле орбиты,
13 июля – покрытие Луной (Ф= 0,8-) Нептуна при видимости в Антарктиде,
14 июля – долгопериодическая переменная звезда R Волопаса близ максимума блеска (6m),
14 июля – Венера проходит в 3 гр. к северу от Альдебарана,
16 июля – Луна в фазе последней четверти,
17 июля – Луна (Ф= 0,45-) близ Урана,
19 июля – покрытие Луной (Ф= 0,16-) звезды Альдебаран при дневной видимости на востоке России и в Юго-Восточной Азии,
20 июля – Луна (Ф= 0,12-) близ Венеры,
21 июля – Луна (Ф= 0,05-) в перигее орбиты на расстоянии 361240 км от центра Земли,
21 июля – Луна (Ф= 0,04-) в максимальном склонении к северу,
21 июля – долгопериодические переменные звезды R Рака, R Девы и U Геркулеса близ максимума блеска (6m),
23 июля – новолуние,
23 июля – Луна (Ф= 0,01+) близ Марса,
23 июля – долгопериодическая переменная звезда RV Стрельца близ максимума блеска (6,5m),
25 июля – Луна (Ф= 0,03+) в восходящем узле орбиты,
25 июля – покрытие Луной (Ф= 0,06+) звезды Регул при видимости в Индонезии и дневной видимости в Африке,
25 июля – покрытие Луной (Ф= 0,06+) Меркурия при видимости на Камчатке и дневной видимости в России и СНГ,
26 июля – Меркурий проходит в градусе южнее Регула,
27 июля – Марс в соединении с Солнцем,
28 июля – Луна (Ф= 0,33+) близ Юпитера,
28 июля – покрытие Луной (Ф= 0,3+) звезды гамма Девы (2,8m) при видимости на Дальнем Востоке,
28 июля – Меркурий достигает фазы 0,5 (дихотомия),
30 июля – Меркурий в максимальной восточной (вечерней) элонгации 27 градусов,
30 июля – Луна в фазе первой четверти,
30 июля – максимум действия метеорного потока Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25),
31 июля – Меркурий близ астероида (4) Веста (в 6 гр. южнее).

Солнце с минимальным видимым диаметром движется по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля, поэтому для средних широт глубокое звездное небо откроется лишь к концу июля. Для наблюдений Солнца июль – один из самых благоприятных периодов в году. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http: //astronet. ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по июльскому небу в созвездии Девы недалеко от Юпитера близ фазы первой четверти. На следующий день лунный овал пройдет севернее Спики (Ф= 0,61+) и устремится к созвездию Весов, в которое войдет 3 июля при фазе 0,71+, а на следующий день покроет звезду гамма Весов при фазе 0,84+. 5 июля яркая Луна посетит созвездие Скорпиона. Перейдя в этот же день в созвездие Змееносца, Луна 6 июля пройдет апогей орбиты, наблюдаясь низко над горизонтом всю короткую ночь. В этом созвездии Луна будет находиться близ Сатурна, переходя в созвездие Стрельца (Ф= 0,97+) 7 июля, совершая по нему путь, который продлится до 10 июля. В созвездии Стрельца ночное светило примет фаз полнолуния 9 июля. 10 июля полная Луна перейдет в созвездие Козерога и пробудет здесь до 12 июля, когда вступит в созвездие Водолея при фазе 0,9-. Здесь Луна 13 июля покроет Нептун при фазе 0,8- при видимости в .Антарктиде. Границу созвездия Рыб ночное светило пересечет 14 июля при фазе 0,71-, а 15 и 17 июля посетит созвездие Кита. Уменьшая фазу, лунный овал 15 и 16 июля вновь побывает в созвездии Рыб, приняв фазу последней четверти и пройдя южнее Урана (Ф= 0,45-) 17 июля. Зайдя ненадолго в созвездие Овна 18 июля, Луна перейдет в созвездие Тельца (Ф= 0,29-), где 19 июля произойдет очередное покрытие Луной звезд скопления Гиады и .Альдебарана при дневной видимости на востоке России и в Юго-Восточной Азии. 21 июля лунный серп посетит созвездие Ориона (близ Венеры) при фазе около 0,1 и, перейдя в этот же день в созвездие Близнецов, пробудет здесь до 23 июля, находясь близ максимального склонения. В этот же день Луна перейдет в созвездие Рака и примет здесь фазу новолуния (находясь близ перигея своей орбиты). На вечернем небе Луна появится уже в созвездии Льва, куда перейдет 24 июля. Находясь низко над западным горизонтом, тонкий месяц 25 июля покроет Регул и Меркурий. Из этих покрытий в России будет видно покрытие Меркурия на дневном небе (на вечернем небе – на Камчатке). Совершив путь по созвездию Льва растущий серп 27 июля при фазе 0,17+ перейдет в созвездие Девы. 28 июля Луна (Ф= 0,33+) пройдет севернее Юпитера, покрыв в этот же день (Ф= 0,3+) звезду гамма Девы при видимости на Дальнем Востоке. 29 июля растущий серп пройдет севернее Спики, а 30 июля при фазе 0,49+ перейдет в созвездие Весов и примет здесь фазу первой четверти. Закончит Луна свой путь по июльскому небу при фазе 0,63+ близ звезды гамма Весов, которую покроет уже в августе.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов до 4 июля, по созвездию Рака до 16 июля, переходя затем в созвездие Льва и оставаясь в нем до конца месяца. Планета наблюдается у западного горизонта на фоне вечерней зари, но только в южных широтах страны Эта вечерняя видимость неблагоприятна в средних, а тем более в северных широтах страны из-за полярного дня и белых ночей. Угловое расстояние от Солнца в начале месяца составляет 12 градусов к востоку, а к концу месяца увеличивается до 27 градусов, достигая максимальной элонгации. Видимый диаметр быстрой планеты постепенно увеличивается от 5 до 7,5 угловых секунд при уменьшающемся блеске от -1т до +0,3т. Фаза увеличивается от 0,9 до 0,5, т.е. Меркурий при наблюдении в телескоп представляет из себя овал, постепенно превращающийся в полудиск. В мае 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, где проведет весь описываемый период. Утренняя Звезда постепенно уменьшает угловое удаление к западу от Солнца от 44 до 39 градусов. Планета видна на утреннем небе низко над восточным горизонтом. Высокий блеск позволяет наблюдать Венеру и днем. В телескоп виден овал планеты. Видимый диаметр Венеры уменьшается за месяц от 18,5” до 14,8”, а фаза увеличивается от 0,62 до 0,74 при блеске около -4,1т.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Планета скрывается в лучах заходящего Солнца, а 27 июля проходит соединение с Солнцем. Блеск планеты составляет +1,7т, а видимый диаметр придерживается значения 3,5”. Марс постепенно удаляется от Земли, а следующая возможность увидеть планету вблизи противостояния появится в 2018 году. В периоды противостояний детали визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Газовый гигант наблюдается на вечернем и ночном небе правее яркой звезды Спика. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается за месяц от 37,4” до 34,4” при блеске около -2т. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно в ночное время над южным горизонтом. Блеск планеты составляет От при видимом диаметре, имеющим значение около 18”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×16” при наклоне к наблюдателю 27 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб (близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2т). Планета видна на ночном и утреннем небе. Уран, вращающийся «на боку», легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковой карты в Астрономическом календаре на 2017 год, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, но такая возможность представится в конце лета. Спутники Урана имеют блеск слабее 13т.

Нептун (7,9т, 2,4”) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на ночном и утреннем небе. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2017 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13т.

Из комет, видимых в июле с территории нашей страны, расчетный блеск около 12т и ярче будут иметь, по крайней мере, три кометы: Johnson (С/2015 V2), PANSTARRS (С/2015 ER61) и P/Clark (7IP). Комета Johnson (С/2015 V2) перемещается по созвездиям Девы и Гидры. Блеск кометы составляет около 7т. Небесная странница PANSTARRS (С/2015 ER61) перемещается по созвездию Овна, имея блеск около 9т. Комета P/Clark (7IP) движется к по созвездию Скорпиона. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current. html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/.

Среди астероидов самой яркой в июле будет Веста (8,1т) (Церера не видна). Веста движется по созвездию Льва. Всего в июле блеск Ют превысят девять астероидов. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn072017.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/Index.Ail.htm.

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце (по данным календаря-памятки Федора Шарова, источник – AAVSO) достигнут: S Малой Медведицы 8,4т – 5 июля, U Микроскопа 8,8т – 5 июля, R Овна 8,2т – 5 июля, X .Андромеды 9,0т – 8 июля, V Гончие Псы 6,8т – 10 июля, Т Журавля 8,6т – 12 июля, Т Близнецов 8,7т – 13 июля, R Волопаса 7,2т – 14 июля, RR Змееносца 8,9т – 14 июля, S Дельфина 8,8т – 16 июля, W Пегаса 8,2т -17 июля, R Рака 6,8т – 21 июля, R Девы 6,9т – 21 июля, U Геркулеса 7,5т – 21 июля, RV Стрелец 7,8т – 23 июля, V Единорога 7,0т – 24 июля, U Девы 8,2т – 25 июля, S Водолея 8,3т – 25 июля, R Резца 7,9т – 27 июля, X Возничего 8,6т – 28 июля. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 30 июля максимума действия достигнут Южные дельта-Аквариды (ZHR= 25). Луна в период максимума потока близка к фазе новолуния, поэтому условия наблюдений потока в этом году благоприятны. Подробнее на http://www.imo.net. Другие сведения – в АК_2017 –http://www.astronet.ru/db/msg/1360173