Наблюдения за звёздным небом в ноябре 2015 года

Избранные астрономические события месяца: время московское = UT + 3 часа

Избранные астрономические события месяца

1 ноября – Венера, Марс и Юпитер сближаются в созвездии Льва до 6 градусов,
1 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,67) звезды лямбда Близнецов (3,6m) при видимости на территории России и СНГ восточнее линии Астрахань – С.Петербург,
3 ноября – Венера проходит в 40 угловых минутах южнее Марса,
7 ноября – окончание утренней видимости Меркурия,
11 ноября – долгопериодическая переменная звезда RU Стрельца близ максимума блеска (6,2m),
11 ноября – покрытие на 6 секунд звезды HIP 30698 (7,9m) из созвездия Близнецов астероидом (2569) Madeline при видимости в Сибири,
15 ноября – окончание видимости Сатурна,
17 ноября – Меркурий в верхнем соединении с Солнцем,
17 ноября – долгопериодическая переменная звезда R Стрельца близ максимума блеска (6,3m),
18 ноября – максимум действия метеорного потока Леониды (15 метеоров в час до 6m в зените),
18 ноября – Нептун в стоянии с переходом к прямому движению,
21 ноября – долгопериодическая переменная звезда S Гидры близ максимума блеска (6,8m),
22 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,86) Урана при видимости в Антарктиде,
26 ноября – покрытие Луной (Ф= 1,0) звезды Альдебаран (0,9m) при видимости в восточной части России,
27 ноября – покрытие на 27 секунд звезды TYC 0789-00974-1 (9,8m) из созвездия Рака астероидом (12) Victoria при видимости в Сибири,
30 ноября – долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя близ максимума блеска (6,3m),
30 ноября – Сатурн в соединении с Солнцем,
30 ноября – Венера проходит в 4 градусах севернее Спики (1,0m).

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минуты, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра..

Луна начнет движение по ноябрьскому небу в созвездии Близнецов (близ звезды гамма Gem с блеском 2,0m) при фазе 0,75. 2 ноября лунный овал перейдет в созвездие Рака, где примет фазу последней четверти 3 ноября. Созвездия Льва Луна достигнет 4 ноября уже при фазе 0,43. Пройдя 5 ноября южнее Регула, тающий серп посетит созвездие Секстанта, и вступит во владения созвездия Девы 7 ноября при фазе 0,18 (предварительно пройдя южнее Юпитера). В созвездии Девы Луна сблизится с планетами Марс и Венера (7 ноября при фазе 0,15), и пройдет севернее Спики (1m) 9 ноября при фазе 0,04. В эти дни тонкий лунный серп наблюдается на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта, а присутствие рядом с ним Венеры, Марса и Юпитера делает утренние часы первой декады ноября весьма зрелищными. 10 ноября самый тонкий серп вступит в созвездие Весов, где примет фазу новолуния. Перейдя на вечернее небо, молодой месяц посетит 12 – 13 ноября созвездие Скорпиона и выйдет на территорию созвездия Змееносца, увеличив фазу до 0,02. Здесь лунный серп пробудет до 14 ноября, после чего перейдет (Ф= 0,09) в созвездие Стрельца на три с половиной дня, наблюдаясь низко над юго-западным горизонтом. 17 ноября фаза Луны достигнет 0,3 и она пересечет границу созвездия Козерога, где примет фазу первой четверти 19 ноября, перейдя в этот же день в созвездие Водолея. Здесь лунный полудиск сблизится с Нептуном, а затем устремится к созвездию Рыб, увеличивая фазу и высоту над горизонтом, наблюдаясь в вечернее и ночное время. С 21 по 23 ноября лунный овал совершит путешествие по этому созвездию, покрыв (Ф= 0,86) очередной раз Уран 22 ноября (видимость в Антарктиде). 24 и 25 ноября яркое ночное светило посетит созвездие Овна, а затем перейдет в созвездие Тельца. Здесь Луна примет фазу полнолуния 26 ноября и в этой фазе покроет очередной раз Альдебаран при видимости в восточной части страны. В ночь с 27 на 28 ноября яркий лунный диск посетит созвездие Ориона, после чего перейдет в созвездие Близнецов, наблюдаясь всю ночь (поднимаясь на максимальную высоту над горизонтом). Уменьшая фазу, Луна 29 ноября перейдет в созвездие Рака, где и закончит свой путь по ноябрьскому небу около звезды альфа Cnc (4,2m) при фазе 0,73.

Большие планеты Солнечной системы.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы до 6 ноября, по созвездию Весов – до 20 ноября и по созвездию Скорпиона – до 25 ноября. 11 ноября быстрая планета пройдет в 6 угловых минутах севернее звезды альфа Весов (2,7m). В начале месяца Меркурий виден на фоне утренней зари около получаса, но быстро сокращает продолжительность видимости, и к концу первой недели ноября скрывается в лучах восходящего Солнца. 17 ноября планета вступает в верхнее соединение с Солнцем, переходя на вечернее небо, но период этой вечерней видимости начнется лишь в декабре. Видимые размеры Меркурия весь месяц придерживаются значения около 5 с фазой, увеличивающейся от 0,93 до 1 ко времени соединения, а затем уменьшающейся до 0,98. Блеск планеты уменьшается от -0,9m до -0,7m. В телескоп можно наблюдать крохотный диск без деталей, замываемый атмосферными потоками.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва (близ Марса и Юпитера, с которыми максимально сблизится 1 ноября), 2 ноября переходя в созвездие Девы. 13 ноября Утренняя Звезда пройдет в 3 угловых минутах севернее звезды эта Vir с блеском 3,1m. Планета наблюдается (в виде самой яркой звезды) по утрам в восточной части неба в течение четырех часов! Угловое удаление к западу от Солнца за месяц уменьшится от 46 до 43 градусов. Идет благоприятный период утренней видимости в 2015 году. Видимый диаметр планеты уменьшается от 22,7 до 17,4, а фаза увеличивается от 0,53 до 0,70 при снижающемся блеске от -4,6m до -4,1m. Такой блеск позволяет достаточно легко увидеть Венеру невооруженным глазом даже днем. В телескоп можно наблюдать белый полудиск без деталей, превращающийся за месяц в овал. Детали на поверхности Венеры (в облачном покрове) можно запечатлеть, применяя различные светофильтры.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва (близ Венеры и Юпитера), 2 ноября переходя в созвездие Девы. Планета наблюдается от 4 до 5 часов на ночном и утреннем небе над восточным горизонтом. Блеск планеты придерживается значения +1,7m, а видимый диаметр увеличивается от 4,2 до 4,7. В телескоп виден крошечный диск, детали на котором визуально можно обнаружить лишь в телескоп с диаметром объектива от 100 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва (близ звезды сигма Leo с блеском 4,0m).. Газовый гигант наблюдается на ночном и утреннем небе (в восточной и южной части неба), а видимость его увеличивается за месяц от 4 до 7 часов. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы постепенно увеличивается от 33,0 до 35,6 при блеске около -1,9m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников – в данном КН.

Сатурн движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона. Наблюдать окольцованную планету можно на фоне вечерней зари (около получаса в средних широтах) у западного горизонта. К середине ноября видимость Сатурна заканчивается, а на утреннем небе он появится в декабре. Блеск планеты придерживается значения +0,6m при видимом диаметре 15,3 – 15,1. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан (при благоприятных условиях). Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16.

Уран (5,8m, 3,5.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4.2m). Планета наблюдается большую часть ночи, уменьшая продолжительность видимости от 12 до 11 часов (в средних широтах). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в середине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,4) движется попятно по созвездию Водолея между звездами лямбда Aqr (3,7m) и сигма Aqr (4,8m), 18 ноября меняя движение на прямое. Планету можно наблюдать вечером и ночью (около 7 часов в средних широтах). Идет благоприятный период видимости Нептуна. Для его поисков понадобится бинокль и звездные карты в КН на январь или Астрономическом календаре на 2015 год, а диск различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в ноябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, три кометы. Самая яркая комета месяца Catalina (C/2013 US10) поднимается к северу по созвездиям Гидры, Весов и Девы, увеличивая блеск от 5,1m до 4,7m (доступна невооруженному глазу). Хвостатая странница наблюдается на утреннем небе, а лучшие условия ее видимости наступят в конце месяца. Небесная гостья P/Kopff (22P) проделает на небе путь по созвездиям Змееносца и Стрельца. Блеск кометы за месяц уменьшается от 9,5m до 10,1m. Еще одна периодическая комета P/Tempel (10P) перемещается к востоку близ P/Kopff (22P) по созвездию Стрельца. Ее блеск составляет около10m. Обе хвостатые странницы наблюдаются на вечернем небе низко над юго-западным горизонтом. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими в ноябре будут Веста (6,8m) и Евномия (8,3m). Веста движется по созвездию Кита, а Евномия – по созвездию Пегаса. Оба астероида видны на ночном и вечернем небе. Астероид Церера достигнет блеска 9,1m, перемещаясь по созвездию Стрельца, Микроскопа и Козерога. Карты путей этих и других астероидов (комет) даны в приложении к КН (файл mapkn112015.pdf). Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких (до 8m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: Z AQL (9,0m) 1 ноября, ST AND (8,2m) 7 ноября, S CEP (8,3m) 9 ноября, U VIR (8,2m) 10 ноября, RU SGR (7,2m) 11 ноября, R VUL (8,1m) 13 ноября, T GEM (8,7m) 16 ноября, R SGR (7,3m) 17 ноября, X DEL (9,0m) 17 ноября, W CRB (8,5m) 19 ноября, R PER (8,7m) 20 ноября, T ARI (8,3m) 21 ноября, S HYA (7,8m) 21 ноября, W HER (8,3m) 23 ноября, W AQR (8,9m) 29 ноября, RT CYG (7,3m) 30 ноября. Больше сведений на http://www.aavso.org/ .

Среди основных метеорных потоков 12 ноября максимума действия достигнут Северные Тауриды (ZHR= 5) из созвездия Тельца. Луна, в фазе близкой к новолунию, не помешает подсчету метеоров. 18 ноября в 04 часа 00 минут по всемирному времени максимума достигнут Леониды (ZHR= 15). Но, на этот раз, Луна, в фазе близкой к первой четверти, будет некоторой помехой в наблюдениях. 22 ноября в максhttp://cometbase.net//spanимуме действия окажутся альфа-Моноцеротиды (ZHR= 5 и более) из созвездия Единорога. Луна в период максимума этого потока близка к полнолунию и будет помехой для подсчета метеоров. Из других основных потоков активны Южные Тауриды из созвездия Тельца и Моноцеротиды из созвездия Единорога. Подробнее на http://www.imo.net

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://vk.com/astro.nomy и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Источник: astronet.ru