Наблюдения за звёздным небом в ноябре 2018 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

2 ноября – Луна (Ф= 0,33-) близ Регула,
5 ноября – Луна (Ф= 0,04-) близ Спики,
6 ноября – Меркурий достигает максимальной вечерней (восточной) элонгации 23 градуса,
7 ноября – долгопериодическая переменная звезда R Лисички близ максимума блеска (7m),
7 ноября – новолуние,
8 ноября – Луна (Ф= 0,02+) близ Юпитера,
9 ноября – Луна (Ф= 0,04+) близ Меркурия,
9 ноября – Меркурий проходит в 2 градусах севернее Антареса,
11 ноября – Луна (Ф= 0,15+) близ Сатурна,
12 ноября – Луна (Ф= 0,19+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
13 ноября – Луна (Ф= 0,31+) в нисходящем узле своей орбиты,
14 ноября – Венера в стоянии с переходом от попятного движения к прямому,
14 ноября – Луна (Ф= 0,41+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404340 км от центра Земли,
15 ноября – Луна в фазе первой четверти,
15 ноября – покрытие на 6 секунд астероидом Чайковский (2266) звезды HIP31899(7,9m) из созвездия Близнецов при видимости в Сибири,
15 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,5+) звезды дельта Козерога (2,8m) при видимости на Европейской части территории России,
16 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,55+) Марса при видимости в Южной Америке (Чили и Аргентина),
17 ноября – Меркурий в стоянии с переходом от прямого движения к попятному,
17 ноября – Луна (Ф= 0,66+) близ Нептуна,
17 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,68+) звезды пси2 Водолея (4,4m) при видимости в Сибири,
18 ноября – покрытие на 6 секунд астероидом Фокея (25) звезды 4814-02050-1 (8,6m) из созвездия Единорога при видимости в Сибири,
20 ноября – Луна (Ф= 0,93+) близ Урана,
23 ноября – Меркурий проходит в 4 градусах севернее Антареса,
23 ноября – полнолуние,
23 ноября – Луна (Ф= 1,0) близ Альдебарана, 25 ноября Нептун в стоянии с переходом от попятного к прямому движению,
26 ноября – Луна (Ф= 0,9-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
26 ноября – Юпитер в соединении с Солнцем,
26 ноября – Луна (Ф= 0,86-) в перигее своей орбиты на расстоянии 366620 км от центра Земли,
27 ноября – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
27 ноября – долгопериодическая переменная звезда S Большой Медведицы близ максимума блеска (7m),
27 ноября – Меркурий в соединении с Юпитером,
27 ноября – Луна (Ф= 0,8-) в восходящем узле своей орбиты,
28 ноября – покрытие Луной (Ф= 0,72-) звезды дельта Рака (3,9m) при видимости на севере страны и в Сибири,
29 ноября – Луна (Ф= 0,57-) близ Регула,
30 ноября – Луна в фазе последней четверти,
30 ноября – долгопериодическая переменная звезда X Жирафа близ максимума блеска (7m).

Солнце, двигаясь по созвездию Весов, 23 ноября пересечет границу созвездия Скорпиона, а 29 ноября войдет в созвездие Змееносца. Склонение центрального светила к концу ноября достигает 21,5 градуса к югу от небесного экватора, поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли близка к минимальной. В начале месяца она составляет 9 часов 12 минут, а к концу описываемого периода уменьшается до 7,5 часов, принимая значение всего на полчаса больше минимальной продолжительности дня. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 19 до 12 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу ноября при фазе 0,46- в созвездии Рака близ звездного скопления Ясли (М44) около восходящего узла и перигея своей орбиты. В первый день ноября Луна перейдет в созвездие Льва (Ф= 0,42-), устремившись к Регулу, севернее которого пройдет при фазе 0,33- уже 2 ноября. Созвездия Девы молодой месяц достигнет 3 ноября при фазе 0,17-. 5 ноября старый месяц пройдет севернее Спики, а 6 ноября – севернее Венеры. К концу дня 6 ноября Луна достигнет созвездия Весов при фазе около 0. В созвездии Весов Луна примет фазу новолуния 7 ноября и выйдет на вечернее небо близ Юпитера, севернее которого пройдет 8 ноября при фазе 0,02+. Постепенно увеличивая фазу, Луна 9 ноября будет находиться в созвездии Скорпиона, в этот же день перейдя в созвездие Змееносца, находясь севернее Меркурия и Антареса низко над горизонтом. Лучшие условия для наблюдений этого соединения будут в южных районах. 10 ноября тонкий лунный серп при фазе 0,1+ вступит во владения созвездия Стрельца, где сблизится с Сатурном при фазе 0,15+ 11 ноября (близ максимального склонения к югу от небесного экватора). В этом созвездии Луна пробудет до 13 ноября, а в созвездие Козерога войдет при фазе 0,32+ близ нисходящего узла и апогея своей орбиты. В созвездии Козерога Луна примет фазу первой четверти 15 ноября, а в созвездие Водолея перейдет (Ф= 0,53+) к концу дня. Здесь при фазе 0,66+ Луна пройдет южнее Нептуна 17 ноября. 18 ноября ночное светило посетит созвездие Рыб при фазе 0,76+, а 19 ноября перейдет в созвездие Кита. 20 ноября Луна при фазе 0,88+ вновь перейдет в созвездие Рыб и пойдет на сближение с Ураном, южнее которого пройдет в этот же день при фазе 0,93+. 21 ноября снова будет наблюдаться в созвездии Кита, в этот же день перейдя в созвездие Овна при фазе 0,97+. 22 ноября яркий лунный диск перейдет в созвездие Тельца, где на следующий день примет фазу полнолуния близ Альдебарана. Покрытия звезды не произойдет, т.к. текущая серия покрытий закончилась, а в следующий раз Луна покроет Альдебаран только 18 августа 2033 года. 25 ноября лунный диск при фазе 0,95- посетит созвездие Ориона, в этот же день перейдя в созвездие Близнецов (Ф= 0,93-), находясь близ максимального склонения к северу от небесного экватора и перигея своей орбиты. 27 ноября Луна достигнет созвездия Рака при фазе 0,8-, находясь южнее кометы P/Stephan-Oterma (38Р). Здесь 27 ноября ночное светило при фазе 0,75- пересечет рассеянное звездное скопление Ясли (М44) близ восходящего узла своей орбиты. При фазе 0,66- лунный овал 28 ноября достигнет созвездия Льва, вновь устремившись к Регулу, севернее которого пройдет при фазе 0,57- 29 ноября. В созвездии Льва 30 ноября Луна примет фазу последней четверти и закончит свой путь по осеннему небу у границы с созвездием Девы при фазе 0,4-.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 7 ноября переходя в созвездие Змееносца. 17 ноября планета сменит движение на попятное и 25 ноября вновь перейдет в созвездие Скорпиона, где пробудет до 29 ноября, когда вступит в созвездие Весов. Меркурий находится на вечернем небе, но из-за низкого положения над горизонтом в средних широтах страны имеет весьма посредственные условия для наблюдений даже в период максимального удаления до 23 градусов 6 ноября (вечерняя элонгация). 27 ноября быстрая планета достигнет нижнего соединения с Солнцем, имея максимальный видимый диаметр (10”) и минимальный блеск (6m). В начале месяца видимый диаметр Меркурия имеет значение около 5 угловых секунд, а затем начинает увеличиваться до нижнего соединения, фаза медленно уменьшается от 0,75 до 0. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид овала, превращающегося в полудиск, а затем – в серп. Блеск планеты за месяц уменьшается от От до 6m. В ноябре 2016 года Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется попятно по созвездию Девы, 14 ноября меняя движение на прямое. Планета видна на утреннем небе, весьма быстро увеличивая угловое удаление к западу от Солнца от 10 до 40 градусов. В середине месяца Венера сближается со Спикой до 1 градуса. В телескоп наблюдается тонкий серп без деталей. Серп планеты легко наблюдается и в бинокль, а зоркие люди могут попробовать разглядеть его и невооруженным глазом! Видимый диаметр Венеры уменьшается от 61” до 40”, а фаза увеличивается от 0 до 0,25 при блеске, возрастающем до -4,8m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 11 ноября переходя в созвездие Водолея. Планета наблюдается в вечерние часы над южным горизонтом в виде яркой красноватой звезды выделяющейся на фоне других звезд. Блеск планеты за месяц уменьшается от -0,6m до От, а видимый диаметр – от 12” до 9” Идет благоприятный период видимости загадочной планеты в этом году. Марс 27 июля этого года прошел великое противостояние с Солнцем. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается прямым движением по созвездию Весов, постепенно сближаясь с .Антаресом и переходя в созвездие Скорпиона 20 ноября. Газовый гигант наблюдается в лучах заходящего Солнца в южных широтах. 26 ноября Юпитер пройдет соединение с Солнцем и выйдет на утреннее небо, но наблюдать его на фоне утренней зари можно будет уже в декабре месяце. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается к соединению до 31” при блеске, придерживающимся значения – 1,7m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников имеются в таблицах выше.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать окольцованную планету можно по вечерам. Блеск планеты составляет 0,5т при видимом диаметре около 15,5”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40×15” при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9т, 3,4”) перемещается попятно по созвездию Овна близ звезды омикрон Psc с блеском 4,2m. Планета видна всю ночь, а найти ее можно при помощи бинокля. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9т, 2,3”) движется попятно (до 25 ноября, когда сменит движение на прямое) по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна почти всю ночь. Для поисков самой далекой планеты Солнечной системы понадобится бинокль и звездные карты в Астрономическом календаре на 2018 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом с выдержкой снимка 10 секунд и более. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в ноябре с территории нашей страны, расчетный блеск около Ют и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Wiitanen (46Р) и P/Stephan-Oterma (38Р). Первая при максимальном блеске около 5m движется по созвездиям Печи и Кита. Вторая перемещается по созвездиям Близнецов и Рака при максимальном блеске около 9m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weeklv/current.html, а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/.

Среди астероидов самыми яркими в ноябре будут Юнона (7,4m) – в созвездии Эридана, а также Веста (7,8m) – в созвездии Стрельца. Эфемериды этих и других доступных малым телескопам астероидов даны в таблицах выше. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Из относительно ярких долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: S Жирафа 8,1m – 4 ноября, Y Персея 8,4m – 5 ноября, R Геркулеса 8,8т – 6 ноября, X Кита 8,8m – 7 ноября, R Лисички 8,1m – 7 ноября, RT Центавра 9,0m – 22 ноября, R Микроскопа 9,2m – 24 ноября, U Змеи 8,5m – 25 ноября, U Персея 8,1m – 26 ноября, S Большой Медведицы 7,8m – 27 ноября, X Жирафа 8,1m – 30 ноября. Больше сведений на http://www.aavso.orsJ .

Среди основных метеорных потоков 12 ноября максимума действия достигнут Северные Тауриды (ZHR= 5) из созвездия Тельца. 17 ноября в 22 часа 30 минут по всемирному времени максимальным числом метеоров будут обладать Леониды (ZHR= 20). 21 ноября в максимуме действия окажутся альфа- Моноцеротиды (ZHR= 5 и более) из созвездия Единорога. Луна в период максимума первого потока близка к новолунию, второго потока – к фазе первой четверти, третьего потока – к фазе полнолуния, поэтому лучшими условиями для наблюдений будут обладать Северные Тауриды. Из других основных потоков активны Южные Тауриды из созвездия Тельца. Подробнее на http://www.imo.net