Генетики создали синюю хризантему

Биолог Наонобу Нода (Naonobu Noda) из Центра исследований в области сельского хозяйства и пищевой промышленности в японском городе Цукуба совместно со своими коллегами создал при помощи методов генной инженерии хризантемы с синими цветами. Для этого японским ученым пришлось добавить в геном растения два дополнительных гена.

Генетики создали синюю хризантему

© Naonobu Noda/NARO

Истинный синий цвет встречается у цветковых растений очень редко. Синими цветками могут похвастаться, например, вьюнок или дельфиниум. В большинстве же случаев цветки, которые обычному зрителю кажутся синими, на самом деле являются фиолетовыми или пурпурными. В цветочных магазинах синий цвет лепестков часто достигается при помощи инъекций красителей.

Цвет лепестков зависит от строения пигментных молекул антоцианов. В зависимости от того, какие группы атомов присоединены к кольцевой части молекулы антоциана, окраска цветка будет красной, фиолетовый или синей. Также имеют значения условия внутри клеток лепестков.

В начале своего эксперимента японские ученые пересадили хризантемам ген синего пигмента из колокольчика среднего (Campanula medium). Но этого оказалось недостаточно, они получили лишь хризантему с фиолетовыми лепестками. Тогда был добавлен еще один ген, взятый у распространенного в Юго-Восточной Азии растения клитории (Clitoria ternatea). Белок, кодируемый этим геном, добавляет к антоциану еще один сахарид. Ученые подозревали, что им придется добавить и третий ген, но уже с двумя генами цветы хризантемы оказались синими.

Теперь японские ученые намерены создать синие хризантемы, которые не могли бы воспроизводиться и самостоятельно расти в природе. Такая модификация позволит зарегистрировать коммерческий сорт синих хризантем.

Итоги исследования опубликованы в Science Advances