Пираньи одновременно теряют старые зубы и приобретают новые

С помощью новых технологий команда ученых подтвердила недавнюю гипотезу о том, что у пираний с одной стороны челюсти одновременно выпадают старые зубы и вырастают новые. И происходит это несколько раз в течение их жизни, сообщается на сайте Вашингтонского университета (США).

На КТ-сканированном изображении слева краснозобого пираньи (Pygocentrus nattereriНа КТ-сканированном изображении слева краснозобого пираньи (Pygocentrus nattereri) виден ряд нижних зубов, растущих ниже существующих зубов. Усовершенствованная техника визуализации той же рыбы, справа, показывает замещающие зубы как на нижней, так и на верхней части челюсти.
© University of Washington/George Washington University

Зубы у пираний соединены вместе и образуют два прочных «забора»: с правой и с левой стороны. Поэтому они с одной стороны выпадают и вырастают одновременно. Новые зубы ждут своего времени, «нависнув» шляпами на старые. Таким образом, пираньи никогда не бывают «беззубыми», хотя они постоянно заменяют старые тупые зубы новыми острыми. Когда один зуб изнашивается, становится трудно заменить только его.

Сцепленные зубы, вероятно, приносят пользу рыбе, позволяя ей распределять нагрузку на все зубы при жевании. При этом у близкого родственника пираньи – бурого паку – зубы тоже сцеплены, но несколько иначе.

Исследователи использовали самые современные методы анализа, чтобы детально изучить образцы десятков пираний и паку. Они провели компьютерную томографию 93 образцов 40 различных видов, оцифровывая кости и соединительные ткани ткани. Также ученые окрашивали ткани пираний и паку, чтобы увидеть, как развиваются зубы, и изучали наследственную информацию о каждом виде, чтобы понять их эволюционные связи друг с другом.

Результаты исследования опубликованы в журнале Evolution & Development