Раскрыт секрет крупнейших в мире 25-килограммовых семян

Немецкие ученые выяснили, откуда на бедных питательными веществами почвах Сейшельских островов берутся самые большие (до метра в диаметре) и тяжелые (до 25 килограммов) семена в мире, принадлежащие местному виду пальм. О новом исследовании рассказывается в журнале New Phytologist, а коротко о нем сообщил New Scientist.

seyshel
Местные жители считали, что семена-гиганты растут на деревьях на дне Индийского океана, а опыление происходит, когда мужские пальмы ночью в бурю вырываются из земли и заключают женские пальмы в свои объятия. Чтобы найти научное объяснение аномальному размеру семян, Кристофер Кайзер-Банбери (Christopher Kaiser-Bunbury) из Дармштадского технического университета исследовал листья, ветки, цветы и плоды сейшельской пальмы (Lodoicea maldivica) с острова Праслен.

Ученые выяснили, что концентрация азота и фосфора в листьях в три раза ниже, чем у других местных растений. Кроме того, пальма вбирает максимум питательных веществ перед тем, как эти листья сбросить. В итоге максимум полезных материалов попадает плодам.

Однако этим не исчерпываются возможности дерева помочь своим семенам вырасти: гигантские листья пальмы настроены на сбор максимума воды во время ливневых дождей. Помимо воды к корням дерева попадает богатый питательными веществами детрит (пыльца, цветы, помет и так далее). В результате концентрация азота и фосфора в почве на расстоянии 20 сантиметров у ствола оказалась на 50 процентов выше, чем в почве по соседству. В отличие от остальных растений планеты, чьи семена улетают на большое расстояние, сейшельские пальмы заботятся о своих всходах, растущих в их тени.

Гигантский же размер семян ученые объясняют зарождением вида в эпоху динозавров — 66 миллионов лет назад гигантские ящеры разносили семена по территории Гондваны. Но потом, когда Сейшельские острова откололись от Индостанской плиты (которая, в свою очередь, откололась от Гондваны), этот механизм распространения семян перестал работать.

Вынужденные расти в тени родителей, пальмы стали пользоваться унаследованным запасом питательных веществ и благодаря этому быстро вытеснили другие растения-конкуренты из сейшельских лесов. Однако после этого основная конкурентная борьба развернулась между растениями одного и того же вида: чтобы повысить шансы деревьев на выживание, родители комплектуют семена все большим количеством питательных веществ.

В итоге ученые не смогли ответить только на один вопрос (как происходит опыление цветков). Свою роль здесь могут играть пчелы или ящерицы, уносящие пыльцу из длинных (полтора метра) соцветий пальмы.

Источник: earth-chronicles.ru