Российские грибы спасут США от перекати-поля

Служба сельскохозяйственных исследований США разворачивает борьбу с распространенными на юго-западе страны растениями, известными под общим названием «перекати-поле». У таких растений в конце периода вегетации высохший стебель разрывается и само растение начинает катиться по степи под действием ветра, распространяя свои семена.

Российские грибы спасут США от перекати-поля© Kelly Teague/Flickr

Наибольшую тревогу у специалистов вызывает солянка сорная (Salsola tragus). Семена этого растения попали в Южную Дакоту 1870-е годы, вместе с завезенными из Российской империи семенами льна. С тех пор оно широко распространилось по США, получив у местного населения название «русский чертополох» (Russian thistle). Оно неприхотливо, хорошо растет в условиях дефицита влаги, быстро занимает новые территории, вытесняя растения, которые используются на корм скоту. В 1989 году был случай, когда городок Морбридж в Северной Дакоте с четырехтысячным населением, потратил 8500 долларов на расчистку улиц от перекати-поле. «Некоторые дома были завалены, улицы и переулки блокированы», – рассказывал мэр города. Сейчас в Калифорнии продолжающаяся засуха вызвала особо интенсивное распространение солянки сорной.

Особую тревогу вызывает его роль в распространении степных пожаров, высохшие растения легко воспламеняются и, катясь, разносят огонь. В данный момент ученые пытаются найти биологические механизмы сдерживания распространения солянки сорной.

Разработанная сейчас программа основана на использовании естественных врагов растения – патогенных грибов. После десяти лет исследований специалисты подали заявку и ждут разрешения на использование в природных условиях двух видов таких грибов, специально завезенных из России. Это Colletotrichum gloeosporioides из класса сордариомицетов (Sordariomycetes) и Uromyces salsolae из класса пицциниомицетов (Pucciniomycetes). Заболевания, вызываемые этими грибами у солянки сорной, называются соответственно антракноз и ржавчина.

Биологи проверили, не окажут ли завезенные грибы вредного воздействия на внешние виды. В одном исследовании они протестировали 89 американских видов растений на устойчивость к антракнозу, в другом – 64 вида на устойчивость к ржавчине. Обнаружилось только несколько видов, поражаемых грибковой инфекцией, но и для них она не представляет серьезной угрозы. Полевые испытания проходили на специально арендованных полях в России и Греции, где также распространена сорная соляка. По утверждению Даны Бернер (Dana Berner), руководившей исследованиями, ученым удалось доказать, что применение грибов безопасно и эффективно.

Чтобы распространить грибные споры, ученые используют семена риса, зараженного этими грибами. Семена разбрасывают по пастбищам из расчета один килограмм на пять тысяч квадратных метров.