Как дают названия новым видам животных и растений. Часть 2

Когда мы в прошлый раз рассказывали об использовании имен литературных героев в биологии, могло возникнуть несколько неверное впечатление об ученых-биологах. Из представленного набора названий можно было сделать вывод, что биологи читают лишь античных авторов, Шекспира и писателей XIX века, а самые молодые писатели, привлекающие их внимание – это Герберт Уэллс, Редьярд Киплинг или Брэм Стокер. На самом деле ученые дают новым видам названия и из более поздней литературы.

Любителями Набокова оказались энтомологи Жолт Балинт (Zsolt Bálint) и Курт Джонсон (Kurt Johnson). Они описали несколько видов бабочек, относящихся к роду Pseudolucia, название которому когда-то дал сам Владимир Набоков. Бабочки получили имена в честь героев «Лолиты»: Pseudolucia charlotte, P. clarea, P. humbert. Название вида Pseudolucia hazeorum одновременно напоминает о подернутом дымкой (англ. hazy) цвете крыльев этой бабочки и о фамилии Лолиты (Haze). Не были забыты и герои других книг Набокова: Paralycaeides shade названа в честь поэта Шейда из книги «Бледное пламя», Paralycaeides hazelea – в честь его дочери Хейзл, Itylos pnin – в честь профессора Тимофея Пнина из одноименного романа, Nabokovia ada – в честь Ады, а Madeleinea ardisensis – по поместью Ардис-холл, где прошло детство Ады и так далее. Всего Жолт Балинт и другие энтомологи дали набоковские названия 32 видам бабочек. Герой «Лолиты» Гумберт Гумберт отмечен также в названии наездника Humbert humberti. Добавим к этому, что Курт Джонсон написал также научно-популярную книгу о работах Набокова в области энтомологии.

Перейдем к детской литературе. Хамелеон Calumma tarzan был открыт в 2010 году на Мадагаскаре в районе, который носит местное название Лес Тарзана, так как напоминает лес, где жил герой романов Эдгара Берроуза и знаменитых фильмов. Друг Винни-Пуха ослик Иа-Иа (в оригинале Eeyore) был увековечен в названии австралийской рыбы Eeyorius. Герой книг Роберта Говарда о Конане-варваре, вор Суботай дал название динозавру Ozraptor subotaii, который, по предположению ученых, бегал также быстро, как этот персонаж.

Наездник из семейства Mymaridae был в 2013 году назван Tinkerbella nana. Название объединяет двух персонажей книги Джеймса Барри «Питер Пэн»: фею Динь-Динь (Tinkerbell) и собаку Нэну, которая была няней в семействе Дарлинг. Возможно, на выбор названия повлияло то, что наездники этого семейства по-английски называются fairyfly «муха-фея». Представлена в энтомологии и отечественная детская литература. В 1992 году энтомолог Андрей Озеров описал во Вьетнаме новый вид мухи и назвал его Mucha tzokotucha.

ps_cthulhu_protistОдноклеточное рода Cthulhu

Одноклеточные существа, симбионты, живущие в кишечнике термитов, были описаны в 2012 году и получили родовые названия Cthulhu и Cthylla. Биологу Эрику Джеймсу (Erick R. James) из Университета Британской Колумбии и его соавторам многочисленные жгутики, которыми снабжены эти существа, наполнили щупальца гигантского монстра Ктулху из произведений Говарда Лавкрафта. Ктилла получила имя в честь созданной писателем Брайаном Ламли дочери Ктулху. Надо признать, что Ктулху неоднократно вспоминался биологами при наречении новых видов. В 1994 году появился паук Pimoa cthulhu. А в 2012 стала известной южноафриканская оса Nanocthulhu lovecrafti. В данном случае энтомологу напомнил о Ктулху покрытый волосками треугольные вырост головы этой осы.

ps_nanocthulhu_lovecraftiГолова осы Nanocthulhu lovecrafti

Читают зоологи и цикл романов о Гарри Потере. В результате крупный паук из семейства Ctenizidae  получил в 2012 году имя Aname aragog в честь гигантского паука Арагога из книги «Гарри Поттер и Тайная комната». А динозавр из семейства Пахицефалозаврид (Pachycephalosauridae), череп которого был найден в 2004 году, был назван Dracorex hogwartsia – по названию школы волшебников Хогвартс. Не отстают от зоологов и ботаники. Один из видов семейства горечавковых был назван Macrocarpaea apparata по глаголу аппарировать  (to apparate), обозначавшему способ мгновенного перемещения волшебников в романах Джоан Роулинг. Подобно тому, как волшебники аппарирующие появлялись как бы неоткуда, также и растение высотой более трех метров неожиданно возникло из тумана перед учеными.

ps_drakorex_hogwartsia1Dracorex hogwartsia, реконструкция
Nobu Tamura

Вряд ли палеонтологи могли забыть роман «Затерянный мир», герои которого обнаружили в Южной Америке уголок, населенный доисторическими животными. Поэтому один из видов динозавров, обнаруженный в Бразилии, был назван Irritator challengeri – в честь одного из персонажей книги, профессора Челленджера. Родовое название Irritator возникло из-за того, что неумелые бразильские собиратели окаменелостей сломали череп и неправильно его собрали. Авторы статьи писали, что в названии запечатлено их раздражение (англ. irritation) после того, как они обнаружили этот факт.

В 2012 году четыре энтомолога из Таиланда, Канады, США и Великобритании опубликовали работу о наездниках семейства браконид (Braconidae), обитающих в Таиланде. Неизвестно, кто из авторов исследования оказался любителем книг Терри Пратчетта о Плоском мире, но описанные виды получили названия Aleiodes adorabelleae, A. anguaae, A. atuin, A. binkyi, A. deathi, A. lipwigi, A. magratae, A. morti, A. ponderi, A. pteppicymoni, A. ridcullyi, A. rincewindi, A. stibbonsi, A. tmaliaae, A. vetinarii. Здесь собраны персонажи Пратчетта от гиганской черепахи А’Туина и ловкого Мойста фон Липвига до лорда Ветинари и волшебника-недоучки Ринсвида.

Пратчетта любят не только энтомологи, но и палеоботаники. В работе Джоан Уотсон (Joan Watson) в честь Терри Пратчетта названия всем новым видам окаменевших растений даны по персонажам его книг. Так появились ископаемые деревья гинкго Ginkgoites weatherwaxiae, Ginkgoites nannyoggiae, Ginkgoites garlickianus – в честь ведьм Эсмеральды Ветровоск (Weatherwax), нянюшки Ягг (Nanny Ogg) и Маграт Чесногк (Magrat Garlick). Phoenicopsis rincewindii снова увековечивает волшебника Ринсвида, Pseudotorellia vimesiana – командора Городской стражи Сэмюэля Ваймса, Torreyites detriti – стражника-тролля по имени Детрит, а голосеменное растение Sciadopityoides greeboana напоминает о Грибо – выдающемся коте нянюшки Ягг. Попал в ботаническую номенклатуру и уличный торговец Себя-Режу-Без-Ножа (С. Р. Б. Н.) Достабль (Cut Me Own Throat (C.M.O.T) Dibbler) – в честь него назван вид Sulcatocladus dibbleri.

Не забыты даже герои комиксов. Два наездника из семейства сцелионид (Scelionidae) недавно были названы Scelio dupondi и Scelio janseni. Названия отсылают к двум похожим как две капли воды детективам из бельгийских комиксов о Тинтине. В оригинале они носят фамилии Dupond и Dupont, в версии на нидерландском языке – Jansen и Janssen (в английском переводе их зовут Thomson и Thompson, в русском Дюпон и Дюпонн).

Но кто, пожалуй, особо любим биологами, так это герои книг Джона Р. Р. Толкина. С тех пор как в 1964 году ископаемое беспозвоночное из типа тихоходок получило родовое название Beorn (в честь Беорна из «Хоббита»), герои «Хоббита», «Сильмариллиона» и «Властелина колец» массово поселились на страницах биологических журналов и монографий.

Во многом этому способствовал выдающийся американский эволюционист Ли ван Вален (Leigh Van Valen, 1935–2010), давший в работе «Начало века млекопитающих» (1978) имена такие целому ряду млекопитающих эпохи палеоцена. В честь гнома Бомбура дано родовое имя Bomburia, в честь родоначальника всех гномов Дарина – название Deltatherium durini, в честь Эарендила, отца Элронда – Earendil, в честь матери Феанора Мириэль – Mimotricentes mirielae, в честь эльфийской королевы Галадриэль – Oxyprimus galadrielae, в честь волшебника Гэндальфа, которого эльфы называли Митрандиром – Mithrandir, в честь его коллеги Радагаста – Niphredil radagasti (родовое название в данном случае тоже взято из книг Толкина, где нифредилом на языке эльфов назывался белый цветок). Прекраснейшая из дочерей эльфийского народа Лютиэн Тинувиэль дала свое имя роду Tinuviel, что несколько странно для названия млекопитающего, так как в переводе с языка синдарин означает «соловей». А вот Том Бомбадил был увековечен ван Валеном дважды, в названиях видов Bubogonia bombadili и Protoselene bombadili. Не забыл он и о чудесных камнях палантирах, позволяющих видеть сквозь пространство и время (Platymastus palantir).

Два вида Anisonchus eowynae, названный в честь роханской девы-воительницы Иовин, и Anisonchus athelas, получивший имя в честь целебного растения ацеласа, впоследствии были объединены. Это довольно символично, так как Иовин была возвращена к жизни при помощи ацеласа, а после окончательного выздоровления произнесла: «Я не хочу больше искать радости в боях и походах. Отныне я стану целительницей и буду любить все, что растет и плодоносит».

Ван Вален проявил знания языков и географии Средиземья. Один из видов назван Litaletes ondolinde в честь эльфийского города, причем биолог использовал не более известное название Гондолин «скрытая скала», а изысканное первоначальное название города – Ондолинде «скала музыки вод». Названия даны на двух эльфийских языках: синдарине и квенья. Также, давая имя животному Fimbrethil ambaronae, ван Вален выбрал название леса, где живут энты, не на синдарине (Фангорн), а на квенья (Амбарона). Родовое название Fimbrethil – это имя жены предводителя энтов.

Тонким знатоком ван Вален показал себя, давая название Protungulatum gorgun. Он захотел назвать животное в честь орков, но выбрал не более известное эльфийское слово, а слово gorgûn, обозначавшее орков на языке племени лесных людей друаданов. После этого не стоит удивляться, что ван Валену было известно эльфийское слово minuial «рассветные сумерки» (в названии Mimatuta minuial) и что он вполне мог произнести пароль, по которому открывали ворота гномьего царства Мории, эльфийское слово mellon «друг» (в названии Aletodon mellon). Запомнил ученый и слово mak, которым в Средиземье называли слонов (в названии Claenodon mumak).

Даже «черный враг мира» Моргот был увековечен ван Валеном в названии Mimatuta morgoth, а твердыня Моргота – гора Тангородрим – в названии Thangorodrim thalion. Питомец Моргота дракон Анкалагон из «Сильмариллиона» оказался отмечен биологами дважды. В 1977 году название Ancalagon получило червеобразное ископаемое животное кембрийского периода, относящееся к приапулидам. Затем ван Вален дал название Ancalagon хищному палеоценовому млекопитающему. Когда совпадение обнаружилось, название млекопитающего изменили на Ankalagon.

После столь длинного списка имен уже не кажется удивительным, что лаборатория эволюционной биологии в Чикагском университете, которой руководил ван Вален, называлась Lothlorien Laboratory of Evolutionary Biology – в честь эльфийского королевства Лотлориен.

Другие биологи не отстают от ван Валена. Благодаря им два южноамериканских жука получили имена Macrostyphlus gandalf и Macrostyphlus frodo. Также в честь Фродо назван брюхоногий моллюск силурского периода Frodospira. Повелитель орлов Гваихир  дал имя роду насекомых наездников Gwaihiria (размером всего несколько миллиметров). Жука Pericompsus bilbo его первооткрыватель назвал в честь хоббита Бильбо Беггинса, так как жук «маленький, толстый и с мохнатыми ногами». Мохнатые ноги послужили причиной и того, что новогвинейский вид летучей мыши, питающейся нектаром цветов, был назван Syconycteris hobbit. Древовидный папоротник мелового периода Yavanna назван в честь Йаванны, одной из божеств-айнуров, покровительницы растительного мира.

ps_gollum_attenuatusGollum attenuatus

Очень популярен Горлум (Смеагорл). В честь него названы род акул Gollum, двухвостка Gollumjapyx smeagol, пресноводная рыба Galaxias gollumoides,  жаба с полуострова Малакка Ingerophrynus gollum, лишенная раковины улитка Smeagol (а потом и семейство Smeagolidae), наездник Smeagolia.

Темные силы представлены хищным млекопитающим плиоцена Osteoborus orc (в честь орков), муравьями Tetramorium nazgul (в честь назгулов) и Tetramorium smaug (в честь дракона Смога). Также в честь Смога назван род ящериц Smaug из семейства поясохвостов. Давшие такое имя биологи упоминают, что одним из источников имени дракона послужил прагерманский глагол smugan «протискиваться в дыру». Как и дракон Смог, описанная ими ящерица живет под землей, также как и дракон, она покрыта «броней». К тому же, отмечают ученые, ящерица Smaug обитает на родине Толкина – в Южной Африке.

Паук Sauron fissicornis был описан в 1995 году отечественным арархнологом и палеонтологом Кириллом Еськовым. В 2012 году динозавр мелового периода, относящейся к подотряду тероподов, был назван Sauroniops, что можно перевести как «Око Саурона». Ирония названия состоит в том, что этот вид динозавра известен лишь по единственной кости, расположенной над глазницей.

В 1999 году финский ученый Лаури Кайла (Lauri Kaila) опубликовал монографию, посвященную бабочкам рода Elachista из семейства злаковых молей-минёров (Elachistidae). В ней двенадцать видов были названы в честь эльфов из «Сильмариллиона»: Elachista amrodella, E. aredhella, E. caranthirella, E. curufinella, E. daeronella, E. diorella, E. finarfinella, E. gildorella, E. indisella, E. maglorella, E. miriella, E. turgonella. Энтомолог писал, что эльфы в книгах Толкина уплывали за море, на Запад, а также их людям их было трудно увидеть. Описанные ученым моли также малозаметны, а распространены они в неакртической биогеографической зоне (проще говоря, в Северной Америке).

Можно, однако, заметить некоторую непоследовательность в выбранных ученым названиях. Действительно, вскоре после появления эльфы переселились за море, на блаженный Запад, в страну Валинор. Однако сыновья Феанора: Маглор, Амрод, Карантир, Куруфин – покинули Валинор и вернулись в Средиземье. Все они участвовали в войнах с Морготом за сильмариллы и погибли, не уходя больше на Запад. Также в исходе эльфов из Валинора участвовал и другие представители эльфийского племени нолдоров: Тургон (будущий правитель Гондолина, погибший при его захвате силами Моргота), его сестра Аредэль, Гилдор Инлорион. Эльф Диор родился в Средиземье и погиб там. Даэрон принадлежал к эльфам Дориата, никогда не отправлявшимся на Запад. Только два имени из числа выбранных финским ученым действительно принадлежат эльфийкам, безвозвратно ушедшим в Валинор. Это Индис и Мириэль – две жены родоначальника нолдоров Финве.

Использовав столько имен героев, логично было бы не забыть и самого автора. И в 1990 году гидробиолог Георгий Виноградов дал название Leucothoe tolkieni ракообразному из семейства бокоплавов.

Источник: Максим Руссо polit.ru