Вампиры не чувствительны к горькому

У летучих мышей-вампиров, как показало недавнее исследование, не функционирует большая часть генов, ответственных за восприятие горького вкуса, по сравнению с родственными видами летучих мышей.

Desmodus rotundusDesmodus rotundus
Фото: Wikimedia Commons

К подсемейству вампировых относятся три вида летучих мышей, обитающих в Центральной и Южной Америке. Один вид (Desmodus rotundus) питается кровью млекопитающих, два других (Diaemus youngi и Diphylla ecaudata) – кровью птиц.

Потерю восприятия горького вкуса этими видами летучих мышей обнаружили зоологи Вэй Хун (Wei Hong) и Хуабин Чжао (Huabin Zhao) из университета города Ухань. Они обнаружили, что у вампиров значительно более высокий процент нефункционирующих генов, обеспечивающих работу рецепторов горького вкуса (так называемых псевдогенов). У вампиров не работает 47% этих генов, тогда как у 11 других видов летучих мышей процент псевдогенов составляет всего 4,3%. Это доказывает значительное снижение способности чувствовать горький вкус у летучих мышей-вампиров. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B. Профессор Хуабин Чжао ранее обнаружил, что у вампиров также снижена способность к восприятию сладкого вкуса и вкуса умами.

Способность ощущать горький вкус у животных служит естественным способом защиты от ядовитых веществ, которые могут встретиться пище. Если летучим мышам, которые питаются плодами или насекомыми, такая защита необходима, то для видов, перешедших на питание кровью, она становится ненужной.

Недавно другое исследование показало, что способность к различению вкусов, кроме соленого, утрачена у китов и дельфинов. В данном случае это объясняют тем, что китообразные глотают пищу целиком, а не жуют ее.