Геофизики описали строение самого опасного супервулкана Земли

Геофизики из России (Новосибирск, Томск, Петропавловск-Камчатский), Франции, Саудовской Аравии и Египта описали строение самого опасного супервулкана Земли — Тобы, расположенного на Суматре (Индонезия). Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Район вулкана Тоба и одноименное озероРайон вулкана Тоба и одноименное озеро
© Henrik Hansson Globaljuggler / Wikipedia.org

Ученые представили модель строения вулкана, основанную на имеющихся сейсмических наблюдениях. По их мнению, на глубине более 150 километров под погружающейся вниз литосферной плитой газы и расплавы формируют потоки магмы, которые поднимаются наверх.

Это приводит к образованию на глубине 75 километров под Тобой магматической камеры объемом 50 тысяч кубических километров. Извержение супервулкана происходит тогда, когда давление в камере достигает критического значения. В этом случае магма поступает наверх, что приводит к расплавлению (разрыву) коры, и изливается на поверхность планеты.

Авторы полагают, что нет никаких оснований полагать, что извержение супервулкана Тоба неминуемо, однако не исключают этого. Геофизики отмечают, что аналогичное строение имеет геологический источник в Йеллоустоуне (США).

Супервулканы считаются одними из самых разрушительных геологических образований, оказывающих влияние на климат планеты. Последний раз Тоба извергался около 74 тысяч лет назад, и, по мнению специалистов, мог существенно сократить биоразнообразие видов на Земле.