Новое открытие поможет прогнозировать извержения вулканов

Вулканы – одни из наиболее опасных и наименее предсказуемых сил природы. Исследование, проведенное учеными Уппсальского университета (Швеция), позволят улучшить эффективность наблюдения за вулканами и сделать точнее прогнозы их извержения.

Для понимания процессов внутри вулканов геологи изучали дайки – геологические тела, возникающие в результате заполнения трещин магмой. Дайки являются основными транспортными каналами магмы в земной коре и определяют рост магматических камер и силу извержений.

Понять то, как формируются и разрастаются дайки, принципиально важно для изучения вулканов. Ученые выяснили, что от прочности горных пород, окружающих магматические камеры, зависит размер даек. В ходе исследования была измерена толщина тысяч даек, а результаты измерений проанализированы статистически, что привело к некоторым неожиданным выводам.

Так, по словам возглавляющего исследование Микаэла Трумбхольца, геологи обнаружили, что ни тип вулкана, ни тип дайки не влияли на статистическое распределение. Для всех случаев лучше всего подходило распределение Вейбулла. Оно известно как «теория (или модель) слабого звена» и предполагает, что материал первым дело разрушится в самой слабой точке.

Таким образом, прочность горной породы, окружающей магматическую камеру, определяет, где и когда образуются новые дайки. Магма изначально пробьется в месте наименьшей прочности породы. Теперь ученые надеются применить результаты исследования на практике.

Источник: iscience.ru