Gualicho shinyae: динозавр-химера из Южной Америки

Американские палеонтологи представили научному сообществу нового хищного динозавра, жившего в меловом периоде на территории современной Аргентины. Удивительным образом в этом ящере совмещаются черты нескольких других динозавров, обитавших за тысячи километров друг от друга.

Gualicho shinyae: динозавр-химера из Южной АмерикиТак, многие особенности скелета роднят южноамериканскую находку с африканскими хищными динозаврами, а вот строение передних лап больше подошло бы тираннозаврам, которые обитали совсем на других материках – в Северной Америке и Азии .

Палеонтологи до сих пор спорят, почему у одного из самых страшных хищников, когда-либо существовавших на Земле – тираннозавра – были такие маленькие передние лапы. Возможно, ответить на этот вопрос им удастся благодаря находке Gualicho shinyae – именно так назвали нового аргентинского динозавра. Он был намного мельче тирекса, достигая габаритов современного белого медведя и веса в полтонны, но его передние лапки с двумя пальцами – большим и указательным – оказались такими же миниатюрными, подходящими скорее человеческому ребенку, чем мезозойской машине смерти.

Так же, как и тираннозавр, Gualicho shinyae принадлежит к тероподам – двуногим динозаврам, родственным современным птицам. Однако он является представителем аллозаврид – соседней ветви генеалогического древа этих ящеров, в которую входили плотоядные динозавры среднего и крупного размера. А это наводит на мысль, что гваличо приобрел свои крохотные ручки независимо от тираннозавров.

“Gualicho – своего рода динозавр-мозаика, обладавший особенностями строения, которые вы обычно привыкли видеть у различных видов теропод, – рассказал один из авторов исследования, куратор коллекции динозавров Филдовского музея Питер Маковицки (Peter Makovicky). – Он был довольно необычным, и настолько отличается от других хищных динозавров, найденных в той же геологической формации, что не вписывается ни в одну из их категорий”.

Несмотря на сходство передних конечностей с тираннозавровыми, остальные детали строения Gualicho shinyae роднят его с африканским Deltadromeus – представителем семейства Neovenatoridae, остатки которого известны из местонахождения Кем Кем в Нигере. Кстати, отмечают палеонтологи, биогеографически Кем Кем вообще довольно похож на аргентинскую формацию Huincul, в которой были обнаружены окаменелости гваличо.

Таким образом, резюмируют исследователи, радикальное уменьшение размеров передних конечностей и числа пальцев на них у теропод возникало неоднократно на протяжении их истории и скорее всего, происходило независимо друг от друга. По всей вероятности, за этим скрывается какой-то эволюционный смысл, но прояснить его в настоящее время ученые затруднились.

Необходимо отметить, что название рода Gualicho было дано в честь местного злого духа, которому поклоняются патагонские индейцы-теуэльче. На протяжении всей экспедиции, приведшей к открытию гваличо, палеонтологов преследовали разнообразные неприятности, которые они в шутку относили на счет данного злого духа. Так, однажды у них перевернулся экспедиционный джип, и сидевшие внутри получили многочисленные ссадины и ушибы. А во время возвращения власти Аргентины изъяли все находки, возвращение которых и преодоление бюрократических препон растянулось на несколько лет.

“Дело шло к концу экспедиции, а мы так и не нашли никаких окаменелостей, – вспоминает детали открытия главный препаратор окаменелостей Филдовского музея Акико Шинья (Akiko Shinya), в честь которого новый динозавр получил свое видовое название. – И тогда Пит (Маковицки) пошутил: “Это последний день, и вам лучше уже найти что-то хорошее!” Почти сразу я закричал: “Пит, я нашел кое-что, и мне кажется, что оно хорошее”. Эта находка, сделанная Шинья в 2007 году, и оказалась фрагментарным скелетом Gualicho shinyae.

Статья опубликована порталом PLOS ONE