Пепел вулканов «тормозит» глобальное потепление с 1998 года

Как сообщают РИА Новости ,американские ученые разработали климатическую модель с учетом роли вулканов в работе климата планеты и выяснили, что пепел, аэрозоли и другие выбросы вулканов Земли могли затормозить рост среднегодовых температур на 15% начиная с 1998 года, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Nature Geoscience.

Считается, что активность вулканов Земли напрямую связана с климатом планеты. Некоторые известные катаклизмы в прошлом, например извержение индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году, приводили к заметным похолоданиям. Супервулкан Тоба вызвал глобальную «зиму» на протяжении 10 лет примерно 75 тысяч лет назад и привел к заметному охлаждению планеты в последующее тысячелетие.

Бенджамин Сантер из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Ливерморе (США) и его коллеги оценили «вклад» вулканов в текущие процессы изменения климата на Земле, сравнив результаты наблюдений за температурами планеты при помощи спутников NOAA и прогнозы, полученные при помощи глобальной климатической модели CMIP-5.

Ученых интересовали причины «замедления» изменения климата, которые мы наблюдаем, начиная с 1998 года. Пока среди ученых нет единого мнения на счет того, что вызывает это замедление. Часть из них приписывают эту роль водам мирового океана, активно поглощающим углекислоту, а другие — антропогенным аэрозолям в атмосфере Земли.

Группа Сантера предположила, что главной причиной этого «торможения» могли быть частицы пепла, оксиды серы и другие аэрозоли, выброшенные в атмосферу Земли в ходе 17 «мини-извержений» вулканов, которые происходили с 1999 по 2012 годы. По их расчетам, эти выбросы увеличили долю аэрозолей в атмосфере на 4-7% за последние десять лет, что никак не учитывается моделью CMIP-5.

Как утверждают ученые, данные выбросы вулканов охлаждают нашу планету, заметно снижая темпы изменения климата. В зависимости от избранных параметров моделирования, вулканы замедлили рост среднегодовых температур на 11-15%, заключают авторы статьи.