Постельный клоп оказался переносчиком болезни Шагаса

Ранее не было достоверно доказано, что постельные клопы (Cimex lectularius) может быть переносчиками инфекционных болезней. Однако недавно это сделали исследователи, работающие в Центре клинической эпидемиологии и биостатистики Медицинской школы Перельмана Пенсильвании и Исследовательском центре зоонозных заболеваний в перуанском городе Арекипа.

Cimex lectulariusCimex lectularius
© AFPMB/Flickr

В исследовании, опубликованном в American Journal of Tropical Medicine and Hygiene, ученые рассказали, что с укусами клопа передается одноклеточный организм Trypanosoma cruzi – возбудитель болезни Шагаса, опасного заболевания распространенного в Центральной и Южной Америке. Ежегодно от этой болезни умирает от 10 до 12 тысяч человек. Ранее считалось, что болезнь Шагаса переносят клопы Triatoma infestans, Rhodnius prolixus и несколько родственных видов, которые предпочитают кусать в область слизистой оболочки губ, за что их называют «поцелуйными клопами». Постельный клоп считался безопасным.

Майкл Леви (Michael Z. Levy) из Пенсильвании совместно с перуанским ученым Каэтано Эредиа (Cayetano Heredia) провели эксперимент, доказывающий способность постельного клопа передавать инфекцию. Сначала они использовали 10 лабораторных мышей, зараженных Trypanosoma cruzi, подвергнув их укусам постельных клопов. У большинства использованных клопов после этого в организме также обнаружились эти организмы. Затем клопы были посажены на неинфицированных мышей, и 9 из 12 мышей через некоторое время были заражены.

Также ученые проверили оба возможных способа заражения. Ранее было известно, что инфекция от «поцелуйного клопа» передается человеку или непосредственно при укусе, или с фекалиями клопа, попадающими в царапины на коже, когда человек расчесывает места укусов. Исследователи в очередном эксперименте обнаружили, что исключительно при укусах возбудитель был передан 20% подопытных мышей, тогда как через царапины на коже заразились 40%.

Это тревожная новость для эпидемических служб США. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), число случаев болезни Шагаса в США сейчас уже достигло 300 тысяч. Врачи опасаются дальнейшего распространения болезни.