Большие динозавры сохраняли прохладу благодаря скоплениям кровеносных сосудов в их головах

Массивные динозавры бывали разных форм, но у всех была одна и та же проблема: сохранять оптимальную температуру тела. Теперь окаменелые следы кровеносных сосудов в черепах крупных динозавров показывают, как разные динозавры избегали теплового удара. Например, длинношерстные зауроподы могли часто дышать, чтобы сохранять прохладу, в то время как анкилозавры в тяжелой броне полагались на сложные носовые ходы.

Чтобы избежать теплового удара, гигантский диплодок с длинной шеей (показано на рисунке), возможно, перемещал воздух взад-вперед через рот и нос, чтобы кровь оставалась холодной (вены синие, артерии красные) ©  Michael Skrepnick

©
 Michael Skrepnick

Химический анализ ископаемых зубов зауроподов ранее предполагал, что, несмотря на их массивные тела, животные поддерживали температуру тела, подобно современным млекопитающим. Одним из возможных объяснений этого была терморегуляция, при которой кровеносные сосуды отдают избыточное тепло, часто с помощью испарительного охлаждения во влажных частях тела, таких как нос и рот.

Чтобы оценить, как гигантские динозавры могли использовать терморегуляцию, два палеонтолога позвоночных из Центра экологии и эволюционных исследований Огайо в Афинах нанесли на карту сети кровеносных сосудов внутри черепов ископаемых динозавров и черепов современных родственников динозавров – птиц и рептилий. Исследователи использовали компьютерную томографию, которая объединяет рентгеновские лучи в трехмерные изображения. Наряду с данными и наблюдениями современных родственников, эти изображения позволяют ученым картировать сети кровеносных сосудов у древних животных. Динозавры от диплодоков до тиранозавров развили свои уникальные способы победить жару.

У анкилозавров были толстые скопления кровеносных сосудов, представляющие охлаждающие области, прежде всего в носу. У гигантских зауроподов были скопления кровеносных сосудов в носу и во рту, что говорит о том, что они использовали дыхание, чтобы оставаться прохладными. И жестокие, крупные тероподы, такие как T. rex и Allosaurus, возможно, использовали свои пазухи. Исследователи обнаружили, что дополнительная воздушная полость, соединенная с их мышцами челюсти, также богата кровеносными сосудами. Открытие и закрытие их челюстей могло накачивать воздух в их пазухи и помогать сохранять прохладу.

Статья опубликована в журнале The Anatomical Record