Динозавры болели малярией

Малярия – опасное заболевание, ежегодно уносящее жизни сотен тысяч людей. До последнего времени ученые считали, что она появилась относительно недавно, но американскому палеонтологу Джорджу Пойнару-младшему (George Poinar, Jr.) удалось обнаружить ископаемого малярийного плазмодия возрастом около 20 млн лет.

Комар Culex malariager возрастом 15-20 млн лет, инфицированный Plasmodium dominicanaКомар Culex malariager возрастом 15-20 млн лет,
инфицированный Plasmodium dominicana
© Oregon State University

И это еще не предел, уверен исследователь. По его мнению, первые напоминающие малярию заболевания могли поражать еще динозавров, живших 100 млн лет назад и даже раньше. Не исключено, что именно “динозавровая малярия” стала одной из причин вымирания гигантских ящеров.

Возбудителем малярии является малярийный плазмодий (Plasmodium sp.) – паразитическое простейшее, обитающее попеременно то в малярийных комарах, то в жертвах их укусов. До сих пор смертность от малярии составляет до 400 тысяч человек ежегодно.

Обычно считается, что болезнетворный плазмодий появился от 15 тысяч до восьми миллионов лет назад.

“Ученые в течение длительного времени спорят о том, как развивались малярия и сколько лет этой болезни, – рассказал доктор Пойнар. – По моему мнению, ископаемые свидетельства ясно показывают, что современная малярия, переносимая комарами, насчитывает по меньшей мере 20 миллионов лет, а более ранние формы заболевания, связанные с мокрецами (Ceratopogonidae), имеют возраст по крайней мере 100 млн лет, и, вероятно, гораздо старше”.

Чтобы проследить историю развития малярии, Пойнар предложил сосредоточиться на истории взаимоотношений постоянных хозяев плазмодиев – насекомых – с их паразитами. Прародителями малярийных плазмодиев, по его мнению, мог быть древний представитель отряда Gregarinida, потому что и сегодня грегариниды легко заражают тех же насекомых, что и плазмодии. Причем возникновение плазмодиев могло происходить довольно рано – в середине мезозойской эры. Впоследствии же, утверждает палеонтолог, распространяемые насекомыми инфекции должны были оказывать серьезное влияние на эволюцию позвоночных, например – поражать динозавров и могли даже стать одной из причин их вымирания на границе мелового и палеогенового периодов.

“Те катастрофические события, как известно, связаны с падением астероидов и обширными излияниями лавы. Но все-таки нужно признать, что динозавры приходили в упадок и вымирали постепенно на протяжении многих тысяч лет, что предполагает и другие факторы их исчезновения. Насекомые, связанные с патогенными микроорганизмами и болезнями позвоночных, в том числе малярией, появляются примерно в то же самое время”, – уверен Пойнар.

Косвенно подтверждает эту гипотезу, например, факт вымирания от малярии нескольких видов современных птиц на Гавайях. За последние десятилетия там исчезло множество пернатых, не обладавших естественной устойчивостью к этой болезни. Что касается людей, то впервые случай заражения малярией достоверно был диагностирован у одного из жителей Китая в 2700 году до н.э., а некоторые исследователи приписывают ей важную роль в падении Римской империи. В 2015 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, было зарегистрировано 214 млн случаев заболевания во всем мире. Поиски вакцины от малярии до сих пор не увенчались успехом.

Статья опубликована журналом American Entomologist