Древний монстр держал детишек на коротком поводке

Удивительный пример заботы о потомстве, не встречающийся в наше время, обнаружили британские палеонтологи. Описанное ими древнее членистоногое Aquilonifer spinosus повсюду носило с собой специальные сумки, в которых сидели детеныши. Неторопливо марширующий по морскому дну родитель напоминал человека, запускающего сразу несколько воздушных змеев или любителя животных со стаей собак на поводках.

Aquilonifer spinosusAquilonifer spinosus

Такое проявление родительской заботы на первых порах привело палеонтологов в восторг, и они даже вспомнили популярный роман “Бегущий за ветром” – о мальчике, запускающем воздушных змеев. Но затем здравый смысл взял свое, и поскольку ничего подобного у современных животных не встречается, решено было считать данную стратегию борьбы за выживание недостаточно эффективной .

Загадка систематики

Aquilonifer spinosus представлял собой небольшое членистоногое животное длиной порядка одного сантиметра. Единственный экземпляр этого вида попался ученым в британском местонахождении морской фауны силурийского возраста Херефордшир. В процессе изучения находки образец был уничтожен, и на память от него ученым осталась лишь трехмерная виртуальная копия.

Систематическое положение аквилонифера достаточно туманно. Палеонтологам удалось во всех подробностях разглядеть закрытую сверху щитом безглазую голову с ветвящимися антеннами и сегментированное тело, каждый членик которого закрывал собственный щиток с острыми шипами по краям. Однако этот план строения не вызвал у них никаких определенных ассоциаций с уже известными группами членистоногих.

“Обычно вы смотрите на конкретное животное и говорите, что оно принадлежит к той или иной группе, – признался автор исследования Дэвид Легг (David Legg) из Музея естественной истории Оксфордского университета. – Но что это за зверь, мы понятия не имеем”.

В итоге решено было считать Aquilonifer spinosus архаичным представителем подтипа жвалоносных (Mandibulata), что вряд ли можно назвать окончательным решением – ведь мандибулаты присутствуют далеко не в каждой из принятых сегодня классификаций членистоногих. “Сейчас не существует животных, с которыми его можно было бы связать, – добавил доктор Легг. – Мы полагаем, что он принадлежит к существам, которые развивались и диверсифицировали до того, как появились современные группы”.

К вопросу о воспитании детей

Еще большей загадкой для ученых стали десять капсул из какого-то прочного органического вещества, прикрепленных к сегментам туловища аквилонифера длинными тяжами. Вначале их приняли за экзопаразитов, но затем палеонтологи решили, что находясь на таком расстоянии от хозяина, паразитам было бы затруднительно использовать его в пищу. Так главной версией стала забота о потомстве.

Тщательное исследование подтвердило эту гипотезу – внутри капсул обнаружился десяток детенышей разных стадий развития. Это, в частности, означает, что весь срок вынашивания молодняка взрослое животное не линяло – иначе какая-то часть капсул так и осталась бы прикреплена к сброшенному панцирю.

“Никто из известных сегодня существ не крепит молодняк нитями к своей верхней поверхности. Когда родитель двигался, молодь висела на нем как украшения или реяла вокруг, как воздушные змеи, прикрепленные к нему, – отметил соавтор исследования Дерек Бриггс (Derek Briggs) из Йельского университета. – Современные формы используют различные стратегии защиты своих яиц и эмбрионов от хищников, прикрепляя их к конечностям, пряча под панцирем, или помещая в специальную капсулу, пока они не станут достаточно взрослыми, чтобы жить самостоятельно, но этот пример уникален. Он показывает, что членистоногие развивали различные глубокомысленные стратегии кроме тех, что мы видим сегодня – но возможно, именно эта стратегия оказалась менее успешной и привела к вымиранию”.

Статья опубликована в журнале PNAS