Два новых вида цератопсов обнаружили на музейной полке

Некоторым ученым нет необходимости ездить в длительные и тяжелые экспедиции, чтобы открыть пару новых видов динозавров. Для этого им достаточно просто заглянуть в местный музей, присмотреться внимательнее к пылящимся на полках древним костям – и готово.

Два новых вида цератопсов обнаружили на музейной полке

Именно такая история произошла с палеонтологом американского университета Бата Ником Лонгричем. Во время посещения одного из канадских музеев он изучал кости, лежавшие в фондах на протяжении последних 75 лет. В каталогах окаменелости значились как остатки типичных для Канады динозавров родов Anchiceratops и Chasmosaurus, однако опытный глаз исследователя сразу заметил некоторые нестыковки.

После детального изучения образцов Лонгрич понял, что имеет дело сразу с двумя новыми видами динозавров, больше похожими на представителей меловой фауны американского Юго-Запада. Один из них напоминал встречающегося в штате Нью-Мексико Pentaceratops sternbergii, но был меньше и примитивнее его. Кроме того, он отличался деталями костяного воротника и рогов, поэтому американский палеонтолог выделил его в новый вид, который нарек Pentaceratops aquilonius.

Пентацератопсы принадлежат к подсемейству Chasmosaurinae – очень богатой на виды группе крупных четвероногих растительноядных динозавров. Эти массивные рогатые ящеры величиной с буйвола были обычным компонентом фауны конца мелового периода в Северной Америке. До открытия Лонгрича в состав Chasmosaurinae уже входили 10 видов динозавров.

“Мы думали, что успели обнаружить большинство видов, но похоже, в действительности у нас есть еще много неоткрытых динозавров, – рассказал доктор Лонгрич. – Здесь жило множество разных видов, и пока чтомы только начали изучать их разнообразие”.

Второй из новых видов внешне напоминал одного из представителей рода Kosmoceratops, встречающегося в штате Юта. В настоящее время своего собственного научного названия он не имеет, но, как отметил Лонгрич, уже понятно, что он является сестринским таксоном для Kosmoceratops richardsoni из юго-западной фауны.

По мнению американского палеонтолога, между юго-западной, американской, и северной, канадской фаунистическими провинциями в конце мелового периода происходил интенсивный обмен. В результате и там, и там появлялись все новые и новые виды динозавров, конкурируя друг с другом и вновь давая начало новым видам.

“Распределение видов динозавров очень отличалось от тенденций, которые мы видим у современных млекопитающих. Сегодня мы, как правило, видим сравнительно мало крупных видов, которые имеют широкие диапазоны распространения. В случае меловых динозавров мы, напротив, видим много видов макрофауны, обитающих в одном месте. При этом они имеют тенденцию к регионализации – при переходе от одной среды обитания к другой вы получите совершенно новый набор видов”,
– рассказал палеонтолог.

По мнению Лонгрича, биология динозавров довольно сильно отличалась от биологии крупных млекопитающих за счет того, что млекопитающие умнее и способны более гибко адаптироваться к разнообразным средам обитания. “С другой стороны, динозавры, возможно, могли приспособиться физически выживать в различных местах обитания и эволюционировали в новые виды. Возможно, в этом и кроется причина того, почему существует так много видов”, – отметил американский ученый.

Статья опубликована в журнале Cretaceous Research