Киты овладели ультразвуком на заре своей эволюции

Уникальная навигационная система современных китов и дельфинов, использующая для ориентации в пространстве природный ультразвуковой локатор, появилась еще у самых первых представителей зубатых китов (Odontoceti). Ископаемую деталь от такого локатора возрастом 26 млн лет обнаружили недавно американские палеонтологи.

Киты овладели ультразвуком на заре своей эволюции

Как полагают ученые, ультразвуковая инновация стала настоящим чудо-оружием, заметно ускорившим темпы эволюции китов и позволившим им чувствовать себя как минимум на равных с исконными обитателями морей – рыбами.

Окаменевшую кость, больше похожую на обычную гальку, исследователи нашли на пляже близ города Camp Lejune в штате Северная Каролина. Изотопное датирование показало олигоценовый возраст образца, а компьютерная томография идентифицировала в нем ушную кость (periotic) с сохранившейся структурой внутреннего уха, принадлежавшую вымершему представителю Xenorophidae – примитивной группы зубатых китов.

“Когда я впервые посмотрел на внутреннее ухо ксенорофиды, я был поражен, насколько эти невероятно древние зубатые киты были похожи на современных эхолоцирующих дельфинов”, – заявил ведущий автор исследования, палеонтолог университета Монаша Трэвис Парк (Travis Park).

По его словам, в окаменелости хорошо видны многочисленные высокочастотные адаптации слуха, такие как уменьшенное число витков спирали улитки и укороченность кохлеарного изгиба.

Это открытие является очень важным для понимания ранней эволюции зубатых китов и показывает, что способность к ультразвуковой локации присутствовала у них с первых дней существования группы, добавил исследователь. Теперь его команда надеется, что будущие открытия помогут выяснить, когда именно эта важная черта возникла у зубатых китов, и лучше определить происхождение столь уникального метода связи и ориентации.

Напомним механизм ультразвуковой локации, используемый современными китообразными. Сначала животное генерирует серию высокочастотных импульсов в своих носовых ходах и пазухах. Затем этот звук фокусируется “жировой линзой”, расположенной в верхней части головы, и посылается в пространство в виде узкого пучка. Отразившийся от препятствия звук принимается нижнечелюстными структурами и передается на внутреннее ухо. Благодаря такой схеме киты и дельфины способны обнаруживать и опознавать препятствия, добычу и партнеров даже в условиях очень плохой видимости.

Открытие Парка и его коллег хорошо дополняет работу новозеландских палеонтологов, о которой уже писалось ранее . Доктор Габриэль Агирре из университета Отаго тогда выяснил, что черепные структуры жившего 20 млн лет назад дельфина Papahu taitapu могли генерировать звуки высокой частоты, чтобы папаху не потерялся и не остался голодным в мутной воде.

Статья опубликована журналом Biology Letters