На острове Русский нашли тропического ихтиозавра

Весной 2014 года палеонтолог-любитель из Владивостока Игорь Борисов собирал окаменелости на острове Русский (Приморский край). Среди его находок оказались и фрагменты челюстей морской рептилии со своеобразными зубами.

На о. Русский нашли тропического ихтиозавра 1Ихтиозавр Phalarodon.
Реконструкция: Н.Г. Зверьков (с)

Находка была сделана в отложениях анизийского возраста среднего триаса (247-242 млн. лет назад). Для ряда триасовых морских рептилий (плакодонты, некоторые талаттозавры и ихтиозавры) было характерно наличие давящих коронок зубов, приспособленных к дроблению раковин и панцирей беспозвоночных животных – моллюсков, ракообразных и иглокожих. По характерным анатомическим особенностям доценту Саратовского государственного технического университета Максиму Архангельскому и начинающему палеонтологу из Московского госуниверситета Николаю Зверькову предварительно удалось определить найденные Борисовым остатки, как принадлежащие ихтиозавру рода Phalarodon.

Обычно фалародоны обитали в прибрежных частях эпиконтинентальных морей, преимущественно в области экватора. Это были небольшие высокоспециализированные животные длиной около одного метра. Судя по анатомии скелета, фалародоны были небыстрыми пловцами, перемещаясь, в основном, у дна посредством угревидных изгибов тела.

Ранее остатки ихтиозавров этого рода встречались ученым в США, Норвегии (архипелаге Шпицберген), Германии и Китае. Находка фалародона в Приморском крае является первой для территории России. Она позволит существенно расширить представления палеонтологов о географии распространения этих ихтиозавров в среднетриасовых морях, сообщил Максим Архангельский PaleoNews.

Уникальная находка уже передана в Музей естествознания Саратовского государственного технического университета и со временем будет выставлена в экспозиции. В настоящее время М. Архангельским и Н. Зверьковым проводится изучение данного материала.

На о. Русский нашли тропического ихтиозавра 2Один из найденных фрагментов