Обнаружен динозавр, способный охотиться в темноте

Лишь немногие из современных птиц приспособлены к охоте по ночам. Поэтому палеонтологи давно ищут истоки таких способностей у их предков — динозавров. Международной команде ученых удалось обнаружить такого представителя группы «ужасных ящеров».

Реконструкция шувуйи © Viktor RadermakerРеконструкция шувуйи
© Viktor Radermaker

Сегодня в мире существует порядка 10 тысяч видов птиц, но лишь немногие из них имеют приспособления и навыки активной охоты по ночам. Птицы же, по сути, относятся к летающим динозаврам, поэтому ученые давно ищут истоки этих способностей у их далеких предков.

И, кажется, сотрудникам университетов Витватерсранда (ЮАР), Оксфордского, Эдинбургского (Великобритания), Джона Хопкинса, Среднего Запада, Джорджа Вашингтона, Айовы (США), а также Американского музея естественной истории и Китайской академии наук это удалось.

Палеонтологи сопоставляли слух и зрение у динозавров и их потомков — птиц, как современных, так и вымерших (в количестве почти 100 видов). Чтобы оценить уровень слуха, исследователи измерили длину лагены — закрытого конца спирали улитки внутреннего уха, который ответственен за обработку звуковых сигналов.

Чтобы изучить зрение, команда исследовала склеротикальное кольцо — кольцевую костную конструкцию, которую имеют динозавры и птицы. Чем сильнее способен открываться зрачок, тем больше света в него проникает. Измеряя диаметр склеротикального кольца, можно узнать, сколько света способен уловить глаз. Благодаря этим сопоставлениям ученые выяснили, что у многих плотоядных тероподов (например, у тираннозавров) зрение было приспособлено для дневной охоты.

Слух тоже было довольно хорошим, но все же предназначался для активной дневной жизни. А вот представитель рода птицеподобных тероподов — шувуйя пустыни (Shuvuuia deserti), останки которого нашли в верхнемеловых отложениях Монголии — обладал и необычайным слухом, и прекрасным зрением. Очень длинная лагена этого небольшого существа размером с курицу была примерно такой, как у современной сипухи — хищной ночной птицы. Глаза шувуйи тоже оказались весьма примечательны, поскольку она обладала одним из самых больших зрачков среди динозавров и птиц.

Это означает, что она хорошо видела по ночам. Таким образом, по мнению ученых, шувуйя могла охотиться в полной темноте. Вдобавок ко всему существо обладало длинными задними ногами с когтями, поэтому могло копать глубокие норы, чтобы прятаться в них днем, подобно современным животным, живущим в пустынях Монголии.

Статья опубликована в журнале Science