Мезозойская птица выжила после нападения плезиозавра

Американские палеонтологи раскрыли детективную историю, произошедшую 70 млн лет назад на территории современной Южной Дакоты. Там неизвестное существо напало на гесперорниса – водоплавающую рыбоядную зубастую птицу – и почти съело его. Лишь с большим трудом пернатому рыболову удалось избежать смерти.

Нападение мозазавра на гесперорнисаНападение мозазавра на гесперорниса
©  Dan Varner / Oceans of Kansas

Подозреваемых в этом деле было довольно много, но в конечном итоге злодеем оказался плезиозавр. Именно его зубы оставили следы на кости задней конечности гесперорниса. Никто из ученых прежде не мог и предположить, что эти считающиеся большими ценителями рыбы морские ящеры питались кем-либо еще.

Брюс Ротшильд (Bruce Rothschild), профессор медицины университета Огайо, принимал участие в ревизии коллекции окаменелостей Принстонского университета, хранящейся в Йельском Пибоди-музее. Среди прочих образцов там нашелся примерно метровой длины скелет гесперорниса (Hesperornis) с прижизненными повреждениями, который очень заинтересовал ученых.

“Похоже, плезиозавр атаковал сбоку, – полагает доктор Ротшильд. – Это, вероятно, и позволило птице сбежать, потому что когда ящер попытался получше схватить добычу и чуть ослабил хватку зубов, птица вырвалась и уплыла”.

В начале расследования на роль несостоявшегося убийцы пробовали самых разных животных, в том числе гигантскую рыбу Xiphactinus, мозазавра Clidastes и пару плезиозавров – Dolichorhynchops osborni и Trinacromerum bentonianum. А основной уликой, имевшейся у палеонтологов, стало расстояние между зубами нападавшего.

“Мы, собственно говоря, проделали ту же процедуру, что и принц при поиске Золушки – подбирали соответствующие имеющемуся следу зубы”, – пояснил Ротшильд. На голено-предплюсновой кости (tibiotarsus) гесперорниса сохранились отметины нескольких зубов, расположенных достаточно равномерно друг относительно друга. Ксифактину они не подходили по форме, а у мозазавра зубы растут неравномерно, так что круг подозреваемых резко сузился.

Правда, определить виновного с точностью до вида ученым все же не удалось. Так что “фоторобот” преступника, 70 млн лет назад напавшего на ничего не подозревавшую птицу, описывает небольшого короткошеего плезиозавра с длинной узкой мордой и равномерно распределенными зубами.

Закончилась эта история хорошо – кости гесперорниса имеют признаки исцеления, значит, птице удалось не только вырваться из пасти ящера, но и достаточно долго затем прожить. Однако всю оставшуюся жизнь она страдала артрозом, потому что смещенные укусом кости терлись друг о друга.

“Окаменелости не являются просто статичной информацией, на самом деле они могут рассказать вам о поведении того или иного животного. И демонстрируют, например, жизнестойкость птицы, выжившей после такой травмы”, – резюмировал Ротшильд, добавив, что данный образец окаменелостей гесперорниса является первым в палеонтологии свидетельством артроза у морских животных и первым доказательством охоты плезиозавров на птиц.

Статья опубликована в журнале Cretaceous Research