Палеонтологи нашли в Китае динозавра-“бэтмена” юрского периода

РИА Новости. Останки крайне необычного динозавра, обладавшего перепончатыми крыльями и летавшего примерно так же, как современные летучие мыши, что делает его своеобразным “бэтменом” мезозоя, были найдены китайскими учеными на территории провинции Хэбэй, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Так художник представил себе "странное крыло", динозавра-"бэтмена"Так художник представил себе “странное крыло”, динозавра-“бэтмена”
© Фото: Dinostar Co. Ltd

“Этот динозавр жил во время юрского периода, что делает его одним из пионеров освоения воздуха того времени, одним из первопроходцев эволюционного маршрута, по которому динозавры двигались на пути к превращению в птиц. Он в очередной раз напоминает нам, что это время, как и аналогичная эпоха в истории человечества, была полна инноваций, не все из которых дожили до более поздних времен”, — заявил Чжэн Сяотин (Zheng Xiaoting) из университета города Линьи (Китай).

Сяотин и другой видный китайский палеонтолог, его коллега по университету Сюй Синь (Xu Xing), проводили раскопки на севере провинции Хэбэй, где залегают породы формации Тяоцзишань, сложившиеся в конце юрского периода, примерно 156-153 миллиона лет назад. Здесь ученые уже находили несколько необычных пернатых ящеров, которые заставляли ученых пересматривать историю эволюции птиц и приобретения их предками способности к полету.

На этот раз Сяотин и Синь нашли в этой местности, при посредничестве одного из местных фермеров, останки небольшого пернатого динозавра,  который принадлежал к числу довольно причудливых существ из рода скансиоптериксов (Scansoriopterygidae) — нелетающих, но крылатых динозавров, которые являются близкими родичами “первоптиц”-археоптериксов.

Изначально ученые думали, что их находка, которую они впоследствии назвали “и чи” (Yi qi), что означает “странное крыло” на китайском, тоже не умела летать, и передвигалась по лесу, взбираясь верх по стволам деревьев и планируя с одной ветки на другую.

Один из авторов статьи, канадский палеонтолог Корвин Салливэн (Corwin Sullivan), параллельно работал над другим научным проектом, в рамках которого он изучал анатомию разных летающих и парящих животных. Когда он увидел, как устроены руки и перепонка у белки-летяги, его осенило – необычно вытянутые пальцы и руки, а также странные кости, прикрепленные к запястью и локтю, он уже видел, когда изучал останки “странного крыла”.

Скелет "и чи", динозавра, обладавшего перепончатыми крыльямиСкелет “и чи”, динозавра,