Родня монгольских овирапторов добралась до южного Китая

Международная группа ученых опубликовала описание нового пернатого динозавра, жившего на юге современного Китая. Ближайшим родственником этого ящера считается один из монгольских овирапторов, обитавший 72 млн лет назад в трех тысячах километров к северо-востоку.

Huanansaurus ganzhouensisHuanansaurus ganzhouensis
Реконструкция: Chuang Zhao

Почти полный скелет динозавра Huanansaurus ganzhouensis был найден в верхнемеловых отложениях близ города Гуанчжоу в провинции Цзянси. Из этих мест известно уже несколько видов, принадлежащих к группе Oviraptorosauria, но столь хорошо сохранившиеся окаменелости все же пока считаются редкостью. Как отмечают ученые, у скелета почти целиком сохранился череп с нижней челюстью, семь шейных позвонков (первые четыре – полностью, остальные фрагментарно или в виде отпечатков), многочисленные кости верхних конечностей, бедренная кость, голень и стопа.

По мнению изучавших находку палеонтологов из шведского Упсальского университета, Института геологии провинции Хэнань в КНР, японского университета Хоккайдо и Южнокорейского института наук о Земле, Huanansaurus ganzhouensis был маленьким двуногим динозавром с клювом, напоминающим попугайский, и гребнем на вершине черепа. При этом строение челюстей у него несколько отличалось от типичного для большинства овираптороидных динозавров.

Наиболее близким родственником новичка ученые считают монгольского Citipati. Также команда исследователей отмечает, что шесть видов овираптороидных динозавров, известных из верхнего мела южного Китая, логично объединяются в три различных клады, причем каждая из таких клад имела близких родственников в Монголии и Внутренней Монголии. Скорее всего, в этих разнесенных на тысячи километров регионах существовали примерно совпадающие экологические ниши, обусловленные сходным рационом. Что же касается овирапторов вообще, то в конце мелового периода они были очень широко распространены по всей Азии и являлись важным компонентом наземных экосистем.

Добавим, что присутствующее в названии нового рода китайское слово Huanan переводится как “южный Китай”, а видовое имя ganzhouensis указывает на находку остатков ящера около Гуанчжоу.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports