Саблезубые тигры использовали клыки как открывашки

Из-за того, что все саблезубые тигры вымерли задолго до появления палеонтологов, сегодня никто не может точно сказать, как эти хищники использовали свои чудовищные клыки. Новую любопытную гипотезу предложил независимый исследователь Джеффри Браун, по мнению которого зубы использовались не как сабли, а как консервные ножи.

Саблезубые тигры использовали клыки как открывашки

Согласно самым первым вариантам научных представлений о саблезубости, смилодоны и махайроды буквально кромсали тело жертвы своими клыками-саблями, вызывая массированные кровотечения и причиняя обширные раны, от которых жертва быстро теряла способность к сопротивлению. Однако инженерные расчеты режущих поверхностей заставили ученых пересмотреть этот подход.

“Функционирование челюстей Smilodon fatalis уже давно является источником споров. Хотя современные львы умертвляют крупную добычу с помощью удушающего укуса в горло, для сильно вытянутых верхнечелюстных клыков S. fatalis был предложен альтернативный механизм укуса. В современной литературе описывается “собачий укус” (в оригинальной статье Брауна – canine shear-bite. Прим.ред), при котором мышцы шеи помогают челюстной мускулатуре в закрытии челюстей. Хотя эта модель интуитивно приемлема, и, кажется, опирается на научные данные, ее механическая целесообразность не была доказана экспериментально”, – утверждает палеонтолог.

Хорошей альтернативой, по его мнению, станет принципиально иная схема использования огромных саблезубых клыков. Браун разработал ее по аналогии с одним из видов консервных ножей, использующих выступ-упор и длинную рукоятку для увеличения силы воздействия короткого треугольного лезвия на прочную банку консервов. Свою схему ученый назвал “Class 1 Lever Model”.

По мнению Брауна, вместо того, чтобы сосредоточиться на смыкании челюстей за счет челюстной мускулатуры, просто фиксируя тело жертвы мощными передними лапами, саблезубы действовали несколько иначе, как бы вскрывая шею добычи гигантскими консервными ножами. Нижняя челюсть при этом выступала в качестве упора, передние лапы с силой давили на жертву, а голова в результате поднятия основания шеи всаживала верхние сабельные клыки глубоко в тело. Этот механизм действительно похож на способ вскрытия консервов, при котором рука, поднимая рукоятку ножа, вонзает его лезвие во вращающуюся банку.

“Саблезубость возникала в эволюционной истории несколько раз, причем в неродственных группах хищников. Анатомическое сходство между ними наводит на мысль о том, что все они использовали аналогичный механизм укуса. Это замечательный пример конвергентной эволюции, – заявил Браун. – Хотя моя модель требует дальнейшего подтверждения, она согласуется с имеющимися данными. Думаю, что новая парадигма может открыть новые возможности для исследований, чтобы помочь нам лучше понять этих феноменальных существ”.

Если гипотеза Брауна будет подтверждена, ученому сообществу придется задуматься над тем, чтобы заменить сам термин “саблезубый” на какой-нибудь более корректный, например – “открывашкозубый”.

Статья опубликована порталом PLOS ONE