Учёные выяснили, как выглядел предок всех черепах

РИА Новости. Ученые нашли на юге Китая останки необычной рептилии, позволившей им выяснить, как выглядели первые предки черепах Земли, жившие в будущей Азии в начале юрского периода. Их выводы и фотографии останков “дедушки всех черепах” были представлены в журнале Nature.

Eorhynchochelys sinensis © IVPPEorhynchochelys sinensis
© IVPP

“История появления черепах была одной из главных загадок в палеонтологии на протяжении многих десятилетий. Открытие останков Eorhynchochelys сильно прояснило ситуацию и помогло нам понять, как возникли эти рептилии”, — заявил Оливье Риппель (Olivier Rieppel) из Филдсовского музея Чикаго (США).

Как отмечают ученые, история эволюции черепах остается во многом загадкой. Все известные виды вымерших черепах, кроме древнейших Odontochelys и Proganochelys, уже обладали полноценным панцирем. Было непонятно, как эти рептилии превратили свои ребра в “броню” и обрели особую дыхательную мускулатуру, позволяющую им дышать без их помощи.

Ситуация не прояснилась и после открытия одонтохелиса в 2008 году — нижняя половина панциря у этой рептилии уже присутствовала. Это заставило ученых задуматься о том, как протекала эволюция черепах и когда их предки превратились в некое подобие современных “тортилл”.

Риппель и его коллеги решили эту проблему, обнаружив останки крайне необычного существа, одновременно похожего и на примитивных ящериц-архозавров, и на черепах, изучая отложения времен начала юрского периода, сформировавшиеся на юге Китая примерно 220 миллионов лет назад.

Проводя раскопки в местечке Хэшанцзин в провинции Гуйчжоу, ученые натолкнулись на двухметровый скелет рептилии, обнаружив его практически в той же точке, где были найдены первые останки одонтохелиса, но в более глубоких слоях отложений.

Это существо, получившее имя Eorhynchochelys sinensis, или “черепаха зари с клювом из Китая”, заметно отличалось по облику от одонтохелисов и других примитивных “тортилл” древности. В частности, у него был очень длинный и тонкий хвост, а  ребра этой рептилии еще не успели срастись в панцирь.

С другой стороны, они уже успели принять дискообразную форму, а челюсти Eorhynchochelys sinensis превратились в некое подобие клюва, которым сегодня обладают все черепахи. Этот факт, как отмечает Риппель, стал очень важной вехой с точки зрения изучения эволюции этих рептилий.

Eorhynchochelys sinensis © Xiao-Chun WuEorhynchochelys sinensis