В Африке жили парейазавры-дальнобойщики

Крупные растительноядные ящеры-парейазавры, 260 млн лет назад освоившие пустынные ландшафты Пангеи, обладали совершенно уникальными на тот момент лапами. Как полагают ученые, именно необычное строение конечностей позволило им выжить там, где не смог бы существовать ни один их родственник.

Bunostegos akokanensisBunostegos akokanensis
Реконструкция Morgan Turner

Рептилий не случайно зовут пресмыкающимися. У подавляющего большинства представителей этого класса тело как бы подвешено между ногами и оттого нередко волочится по грунту. Лапы рептилий при этом размещаются по бокам от туловища, и при ходьбе описывают кривые, словно лодочные весла. Такой способ локомоции хотя и позволяет передвигаться по суше, но выглядит достаточно неловким по сравнению с млекопитающими и некоторыми динозаврами, догадавшимися подвести лапы под туловище и распрямить их в вертикальное положение. В итоге у последних траектория шага оказалась более короткой, да и вес тела передается на ноги более эффективно, без привлечения излишней мускулатуры. Но для изобретения этого механизма, как предполагалось до последнего времени, понадобилось появление динозавров и млекопитающих.

Недавняя находка африканского парейазавра Bunostegos akokanensis заставила палеонтологов серьезно пересмотреть это мнение. За десятки миллионов лет до появления первых динозавров, и тем более – первых млекопитающих, достаточно примитивные буностегосы уже ходили на прямых ногах, расположенных не по бокам, а непосредственно под телом. То есть они изобрели “млекопитающую” постановку конечностей на пару геологических периодов раньше самих млекопитающих.

В своей работе ведущий автор нового исследования, аспирант университета Брауна Морган Тернер исследовал большую часть скелета нескольких особей Bunostegos. Как оказалось, суставная ямка плечевого сустава устроена у них таким образом, что плечевая кость была направлена вертикально вниз. Кроме того, эта кость была не изогнутой, как у вынужденно “пресмыкающихся” животных, а прямой, указывая, что локоть и плечо были выровнены под телом во время опоры на землю.

“Многие животные, обитавшие в те времена, имели аналогичную вертикальную или полувертикальную постановку задних конечностей. Но что интересно и даже замечательно – передние конечности Bunostegos также имели ограничение на отведение вбок и, как кажется, были направлены под его тело, в отличие от любого современного им живого существа, – рассказал Тернер. – Особенности строения костей его передних конечностей просто не позволяли передним ногам животного принимать позу, характерную для рептилий. И эта ситуация является уникальной”.

Буностегосы были крупными растительноядными ящерами величиной с корову или небольшого бегемота, с огромной бугристой головой и костяным панцирем на спине. И что важно – их лапы были прямыми, а не согнутыми по-рептильному, и находились точно под телом.

Судя по горным породам, в которых были найдены окаменелости буностегосов, обитали эти животные в засушливых, пустынных ландшафтах, что крайне нехарактерно для нормальных парейазавров – больших любителей сочной растительности и неглубоких водоемов. Так что прогрессивное устройство конечностей, дававшее Bunostegos возможность совершать дальние переходы в поисках пищи и воды, вполне возможно, было ключевой адаптацией, позволявшей им выживать в этих неприветливых местах.

Статья опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology