В Америке обнаружили цератопсов-близнецов

В полку американских рогатых динозавров-цератопсов пополнение. Палеонтологи из США и Канады описали нового ящера Mercuriceratops gemini, жившего 77 млн лет назад и выраставшего до шести метров длиной.

В Америке обнаружили цератопсов-близнецовMercuriceratops gemini (в центре) рядом с другими цератопсами – Centrosaurus (слева) и Chasmosaurus (справа), также жившими на территории провинции Альберта. Реконструкция: Danielle Dufault

Главным отличительным признаком меркурицератопса был огромный шейный воротник, разделенный на две боковые лопасти. Романтики от палеонтологии, доктор Майкл Райан из американского Кливлендского музея естественной истории и канадец доктор Дэвид Эванс из Королевского музея Онтарио увидели в них крылышки, украшавшие некогда шлем древнеримского бога Меркурия. Эта необычная ассоциация и дала название новому роду цератопсов.

Видовое имя gemini, то есть близнецы, тоже имеет свою историю. Дело в том, что науке известно два очень похожих друг на друга экземпляра черепов меркурицератопса. Один из них был найден в северо-западной части американского штата Монтана, а другой – буквально через границу, в канадской провинции Альберта. Американский череп музей Онтарио купил у частного коллекционера, а канадский откопала и затем отпрепарировала Сьюзен Оуэн-Каген, работающая в университете Альберты.

“Сьюзен показала мне свои образцы во время одного из моих приездов, – рассказал доктор Райан. – И я сразу опознал в нем представителя того же типа динозавров, что уже имелся у Королевского музея Онтарио из Монтаны”. Канадская находка доказала, что найденный первым череп принадлежит новому роду ящеров, а не является результатом болезненных изменений костных тканей или несчастного случая.

За исключением своеобразного шейного щита черты строения Mercuriceratops gemini вполне типичны для этой группы динозавров. Напоминающий попугая клюв указывает на вегетарианскую диету, а все порядка двух тонн говорит о преимущественно спокойном образе жизни. Что касается костяного воротника, то он, скорее всего, служил опознавательным знаком при контактах с другими цератопсами.

“Рогатые динозавры в Северной Америке использовали сложную форму черепа, возможно, дополнительно покрытую орнаментом, чтобы идентифицировать друг друга и привлечь партнеров, а не только в качестве защиты от хищников. Возможно, крыловидные выступы по бокам его гребня давали самцам Mercuriceratops конкурентное преимущество в привлечении партнеров”, – предположил доктор Райан.

“Этот бабочкообразный шейный щит отличается от всего, что мы видели раньше, – отметил в свою очередь доктор Эванс. – Открытие Mercuriceratops показывает, что эволюция создала намного больше их форм, чем считалось прежде”.

“Описание новых, ранее неизвестных видов из относительно хорошо изученных пород говорит о том, что еще много новых видов динозавров ждут, чтобы их нашли”, – добавил соавтор исследования, доктор Марк Лоуэн, работающий научным сотрудником Музея естественной истории штата Юта.

По материалам портала Red Orbit