Встречаем плезиозавра-фильтратора: Morturneria seymourensis

Плезиозавры были довольно разнообразной и многочисленной группой мезозойских морских рептилий. Однако фильтраторов среди них до сих пор не встречалось. Говоря точнее, самый настоящий плезиозавр-фильтратор угодил в руки палеонтологов еще несколько десятилетий назад, но только сейчас ученые смогли разобраться в том, как именно он добывал себе пропитание.

Morturneria seymourensis Morturneria seymourensis
© Texas Tech University

Увы, остроумная эволюционная находка, ставящая Morturneria seymourensis в один ряд с такими современными жителями океана, как усатые киты и китовые акулы, кончилась ничем. Грянувшее мел-палеогеновое вымирание вычеркнуло плезиозавра-фильтратора из списка живущих вместе с великим множеством других ужасных и прекрасных рептилий мелового периода.

История открытия мортурнерии уходит в 1984 год, когда сотрудник Техасского технического университета Шанкар Чаттерджи (Sankar Chatterjee) и его студент Брайан Смолл (Bryan Small) нашли на антарктическом острове Сеймур окаменелости необычного плезиозавра. Посткраниальный скелет восьмиметрового животного с длинной шеей, коротким мощным телом и четырьмя плавниками более-менее укладывался в классическую схему “змеи, продетой сквозь черепаху”, но вот череп оказался поистине уникальным. Он был настолько непохож на прочих плезиозавров, что пришлось выделять находку в особую группу Aristonectinae.

Дело в том, что вместо обычных прочных и острых плезиозавровых зубов, заточенных под ловлю рыб и головоногих, у Morturneria seymourensis были короткие не смыкающиеся (non-interlocking) зубы, подходящие лишь для очень мелкой добычи. Выяснив это, ископаемый материал списали на склад, где он и провел 30 с лишним лет. И только когда давней антарктической находкой занялся Робин О’Киф (Robin O’Keefe) из университета Маршалла, она преподнесла палеонтологам настоящий сюрприз.

Как оказалось, зубы мортунерии были тонкими и игловидными, выступая наружу изо рта и крепясь к очень тонким и широким челюстям. Вместе вся эта конструкция образовывала нечто вроде корзины, с помощью которой плезиозавр отфильтровывал из воды разную съедобную мелочь, окаменевшие остатки которой переполняют породу, сохранившую скелет плезиозавра-фильтратора. При этом челюстные кости были настолько изящными, что их легко могли повредить даже средних размеров рыба или головоногий моллюск. О том, чтобы разгрызать раковины аммонитов, считающихся традиционной добычей плезиозавров, речи и вовсе идти не может.

“В статье 1984 года мы описали необычные зубы Morturneria и их вероятную функцию, – отмечает Чаттерджи. – Однако наша новая международная команда, которая работала над плезиозаврами со многих континентов, сочла их достаточно уникальными и интересными. Когда челюсти смыкались, верхние и нижние зубы образовывали прекрасную ловушку. То есть животное набирало полный рот воды с крилем, закрывало пасть и выпускало воду, удерживая криль во рту”.

Стоит отметить, что в наши дни усатые киты предпочитают кормиться в холодных водах, а для размножения перебираются в теплые моря. Мортурнерия, возможно, была постоянным обитателем холодных вод, в которых обычно и растворенные питательные вещества, и планктон встречаются в большем количестве по сравнению с тропиками. В качестве альтернативы классическому фильтратору О’Киф предлагает выбирание бентоса из рыхлых грунтов подобно современному серому киту.

“Вообразите себе массивного, неторопливого плезиозавра, шкура которого густо заросла ракушками. Медленно скользя над самым дном, он тысячами поедает червей и других морских беспозвоночных”, – рассказал палеонтолог, добавив, что скорее всего плезиозавры не могли выступать точными экологическими аналогами планктонных фильтраторов вроде блювала. Скорее, на эту роль в мезозойских морях претендовали какие-нибудь крупные рыбы.

“Мы предполагаем, что высокоспециализированный набор адаптаций Morturneria seymourensis сближает ее с современными серыми китами и архаичными представителями усатых китов (Mysticeti) и считаем, что он функционировал аналогичным образом в качестве сита после всасывания. Это первая находка китоподобного фильтрующего аппарата, встреченная у любой морской рептилии, считавшаяся прежде анатомически невозможной”, – резюмируют исследователи в своей статье.

Статья опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology