Растение научилось защищаться трупами насекомых

Один из видов аквилегии, распространенного в северном полушарии травянистого растения, в ходе эволюции научился защищаться от поедающих его гусениц трупами других насекомых. О необычной стратегии выживания рассказывают авторы статьи в журнале Ecology.

Растение научилось защищаться трупами насекомых

Гусеницы бабочек Heliothis phloxiphaga (семейство ночниц) питаются бутонами, цветами и плодами аквилегии исключительной (Aquilegia eximia). Растение, вместо того, чтобы отпугивать своих врагов непосредственным образом (ядом или иными способами), выделяет химические сигналы, которые привлекают стрекоз, жуков и других насекомых. Садясь на аквилегию, они приклеиваются на ее поверхность, покрытую тонкими волосками, и умирают.

Далее трупы насекомых притягивают падальщиков — например, пауков, которые также успевают съесть и гусениц, непосредственно угрожающих аквилегии. Ученые отмечают, что некоторые виды пауков, вошедшие в отношения симбиоза с растениями, научились к ним не приклеиваться. Пока такую стратегию нашли только у аквилегии исключительной, но авторы статьи уверены, что она более широко распространена в мире растений, чем привыкли думать экологи.

В 2014 году аналогичную стратегию обнаружили у ос рода Deuteragenia: в один из внешних ярусов гнезда они кладут трупы муравьев. Авторы статьи предполагают, что мертвые насекомые создают вокруг осиных гнезд запах муравейника, отпугивая хищников и паразитов.