Итальянские археологи сообщили: статуи гигантов из Монте Прамы после сорока лет реконструкции наконец окажутся в музейных экспозициях. Хотя они отнюдь не столь многочисленны, как знаменитая Терракотовая армия из гробницы Цинь Шихуанди, зато как минимум на пять веков старше.
Статуя из Монте Прамы
История этих гигантов началась марте в 1974, когда во время пахоты на поле близ холма Монте Прама на западе острова Сардиния были обнаружены остатки статуй из песчаника. Обнаружили их местные жители Сисиннио Подди (Sisinnio Poddi) и Батиста Мели (Battista Meli), арендовавшие на год поле и готовившиеся к севу.
Они с досадой отбрасывали на край поля камни, которые извлекали из земли, не понимая их ценности. Наконец, однажды Сисиннио Подди вместе с владельцем земли Джованни Корриасом (Giovanni Corrias) разглядели в одном из камней голову и сообщили об этом археологу Джузеппе Пау (Giuseppe Pau), после чего начались раскопки.
Голова одной из статуй.
Головы статуй поражали необычными глазами из двух концентрических кругов. Пять сезонов археологии проводили раскопки. В результате было собрано более пяти тысяч обломков, включая 15 голов и 22 туловища.
Началась работа по восстановлению статуй. В процессе выяснилось, что высота фигур составляет от двух до двух с половиной метров. Тогда и возникло название «Гиганты из Монте Прамы». Некоторые фрагменты статуй были выставлены в Национальном археологическом музее в Кальяри – столице Сардинии, но большинство находилось в запасниках музея.
Кулачный боец.
Помимо статуй среди находок были несколько каменных моделей построек и байтилы – священные камни. Британский археолог Дэвид Риджуэй (David Ridgway) назвал гигантов из Монте Прамы «одним из самых замечательных открытий, сделанных где бы то ни было на итальянской земле в XX веке».
В 2005 году министерство культурного наследия Италии и правительство Сардинии выделили дополнительные средства, и, спустя еще девять лет, основные работы по реконструкции статуй были закончены. В результате общее число фигур, по оценкам археологов, составляет более сорока, на данный момент 38 из них удалось собрать.
По словами Алессандро Усаи (Alessandro Usai), куратора постоянной экспозиции Национального археологического музея в Кальяри, 28 фигур будут выставлены в этом музее, а еще 10 отправятся в Кабрас, ближайший к месту находки городок. Власти рассчитывают, что гиганты помогут развитию туризма в Кабрасе. Алессандро Усаи рассказал, что будут сделаны 3D-модели всех статуй, так что экспозиции и в Кальяри, и Кабрасе будут представлять всех имеющихся гигантов.
Созданы гиганты были между IX и VIII веками до нашей эры. Они относятся к нурагической культуре, которая процветала на Сардинии с конца II тыс. до н. э. и до II века н. э., когда остров захватили римляне. Название нурагическая культура получила благодаря характерным постройкам – каменным башням (итал. nuraghe, nuraghi, сард. nuraghes, nuraxis).
Модель нурага.
Сейчас археологам известно до восьми тысяч таких башен разной степени сохранности. Самая знаменитая – Су-Нуракси-ди-Барумини (Su Nuraxi di Barumini), внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Откуда происходит название башен, неизвестно. Павсаний упоминает, среди иберов, переселившихся на Сардинию был Норакс. Возможно, это имя родственно слову «нураг».
Другой вид сооружений оставшийся от этой культуры – так называемые «гробницы гигантов» (итал. tomba dei giganti, сард. tumbas de sos zigantes). Их известно более трехсот и они напоминают мегалитические храмы Мальты. Наконец, третий тип сооружений – «священные колодцы». Это подземные источники (а иногда и просто резервуары для воды), которые были покрыты куполом и окружены стенами. Для нурагической культуры характерны бронзовые статуэтки, изображающие людей, часто вооруженных.
Тит Ливий и другие римские авторы, говоря о постройках коренных жителей Сардинии, упоминают укрепления castra и подземные сооружения spelunca. Видимо, за этими словами скрываются башни-нураги и «гробницы гигантов».
Почти все гиганты были найдены в одном месте – в некрополе на невысоком холме Монте Прама («Холм Пальм»). Лишь одна голова обнаружилась на расстоянии около восьми километров, в некрополе у священного колодца Банатоу (Banatou), неподалеку от городка Нарболия. Примерно в двух километрах от Банатоу находится нураг С’Ураки (S’Uraki).
Голова в Банатоу была найдена в 1965 году, почти на десять лет раньше остальных статуй, и долгое время считалась пунической по происхождению. Рядом с головой была найдена керамика, как нурагическая, так и пуническая. Еще одна похожая статуя обнаружена в Сан-Джованни-Суэрджу на юге острова.
Фрагменты скульптур находились на вершине некрополя, расположенного на склонах холма, увенчанного нурагом. Некрополь сейчас полностью раскопан. В захоронениях найдены скелеты людей, мужчин и женщин, в возрасте от 35 до 50 лет. Погребенные находились в сидячей положении или на корточках.
Гипотез о том, кем были эти гиганты, уже немало. Некоторые исследователи полагают/, что они играли роль охраны гробниц. Другие, напротив, считают, что статуи относятся к находившемуся неподалеку и нераскопанному пока археологами храму. Согласно этой теории, храм со статуями был возведен в память о победе представителей нурагической культуры над карфагенскими захватчиками. В этом случае статуи изображали свиту или телохранителей божества.
Гиганты из Монте Прамы представляют собой изображения кулачных бойцов, лучников и вооруженных воинов. На лицах четко обозначены надбровья и нос, а также, конечно, ставшие знаменитыми концентрические глаза. Рот слегка обозначен. У части статуй по бокам головы спускаются косы. Когда-то статуи были раскрашены. Остатки краски обнаружены исследователями в некоторых. Так, грудь лучников была красной, другие фрагменты – черными.
Тех из гигантов, которых условно называют кулачными бойцами, больше всего среди статуй. Они имеют на руках цесты – ременные обмотки на ладонях и предплечьях с твердыми накладками, характерную экипировку для античного кулачного боя. На бойцах набедренные повязки, туловище обнажено (на статуях обозначен пупок), лишь верхняя часть груди снабжена некоторой защитой. В левой руке они поднимают над головой прямоугольный слегка изогнутый шит. Считается, что кулачные бойцы принимали участие в играх в честь умершего, распространенных в древнем Средиземноморье.
Лучник.
Лучников среди гигантов пятеро. Они одеты в короткие туники, имеют шлемы и нагрудники, ноги защищены поножами. Шлемы защищают голову до затылка, оставляя открытыми уши. Шлемы снабжены рогами, подобно шлемам на нурагических бронзовых фигурках. В левой руке, защищенной наручной повязкой, гиганты держат лук, правую протягивают вперед в жесте, характерном для бронзовых статуэток нурагической эпохи. Луки переданы очень подробно, а также колчаны, висящие сзади. У одной из фигур помимо колчана есть ножны для меча. Волосы, как и у кулачных бойцов, заплетены в косы.
Фрагмент лука.
В качестве воинов точно определяются две и предположительно еще одна фигура. Но их наверняка было больше, насколько позволяют судить найденные фрагменты. Вооружены они мечами и круглыми щитами. На головах такие же, как у лучников, шлемы с гребнем и рожками. Есть также нагрудники и поножи.
Помимо фигур в числе находок каменные модели башен-нурагов. Они бывают простые (одинокая башня) и сложные (большая центральная башня и четыре поменьше по бокам). На данные момент реконструировано пять сложных и двадцать простых моделей. Сложные имеют высоту до 1,4 метров, простые от 14 до 70 сантиметров. Иногда на них встречаются вырезанные знаки: треугольники, вертикальные линии и другие.
Байтиль.
Наконец, священные камни «байтилы» имеют простую геометрическую форму (конус или усеченный конус) и не несут на себе изображений. В некоторых есть отверстия, которые, по гипотезе археолога Джованни Лиллиу (Giovanni Lilliu) символизируют глаза божества.
Источник: old.archeo-news.ru