Двигателем эволюции стали драки

По мнению антропологов из Университета Юты, драки стали одним из важнейших аспектов человеческой эволюции. В новом эксперименте ученые использовали взятые от трупов кисти рук. Людей от человекообразных обезьян отличают, кроме прочего, сильные большие пальцы рук. Это, как и многие другие особенности, может быть обусловлено не трудовой активностью, а жестокими драками. Предки Homo sapiens активно практиковали кулачные бои в борьбе за самок и пропитание.

Драки стали одним из важнейших аспектов человеческой эволюцииДраки стали одним из важнейших аспектов человеческой эволюции
©Azstatic

Исследователи использовали в эксперименте руки умерших людей. Их препарировали, дабы открыть мышцы и прикрепить к ним датчики деформации. Был создан аппарат, где кисти били по специальным гантелям, оснащенным датчиками силы удара. Такие удары наносил как сжатый, так и расслабленный кулак, помимо этого по гантелям били ладонью. Выяснилось, что сила удара сжатого кулака на 55% превосходит силу удара частично открытого. Сжатый кулак также на 100% эффективнее удара ладонью. Проще говоря, ученые рассмотрели, какой урон может нанести кулак, не причинив при этом травм самому себе.

Эти выводы американские антропологи рассматривают в контексте своей теории о драках как двигателе эволюции. Они делают акцент на австралопитеках (предках человека), долгое время имевших короткие ноги, несмотря на то, что они были прямоходящими. Профессор Дэвид Кэрриер (David Carrier) и его коллеги уверены, что «короткие ноги позволяли лучше держать удар». Кроме того, под влиянием эволюции изменялись и черты лица наших предков, становясь тоньше по мере снижения внутривидовой борьбы.

Нужно сказать, что теория «агрессивной обезьяны» поддержки у других антропологов пока не нашла. Они указывают, в частности, на человеческий нос, который природа оставила крайне уязвимым для удара. Кэрриер, впрочем, считает, что в его теорию не вписывается только нос и это нельзя считать веским доводом против.

Суммируя все, отметим, что, по мнению группы экспертов, человеческий кулак возник неспроста и во многих случаях является простейшим из всех орудий, которыми можно нанести серьезную травму. Эволюция рассматривала его в роли «оптимального» решения. При этом он использовался не для охоты, а именно для драк внутри групп гоминид. В пользу теории Кэрриера также говорят различия в строении кистей мужчин и женщин.