Найдена жёлтая звезда размером с планетную систему. Видео.

Международная группа астрономов во главе с Оливье Шесно (Olivier Chesneau) из Обсерватории Лазурного Берега (Франция), используя интерферометр «Очень большого телескопа», узнала много нового о звезде редкого класса жёлтых гипергигантов. Это крупнейшая жёлтая звезда из открытых на сегодня и одна из десяти крупнейших звёзд всех типов.

Диаметр HR 5171 A больше Солнца в 1 300 раз; и вообще, звезда много крупнее того, что считалось возможным для светил этого типа. Достаточно сказать, что, поместив её в нашу систему на место Солнца, мы лишились бы всех планет от Меркурия до Сатурна: они оказались бы внутри объёма, занимаемого этим колоссом. Ну а в нескольких других известных планетарных системах она включила бы в свой состав не три четверти, а все планеты сразу.

Очень близко к гипергиганту, почти соприкасаясь с его атмосферой, вращается вторая звезда, по всей видимости, обычных размеров.
(Иллюстрация ESO.)

«Наблюдения также показали, что у этой звезды есть очень близкий спутник, и это стало настоящим сюрпризом, — замечает г-н Шесно. — Эти два светила столь близки, что соприкасаются. А вся система напоминает гигантский орешек арахиса».

На сегодня в Галактике известна лишь дюжина жёлтых гипергигантов, чему причиной то, что такое состояние звёзды имеют лишь небольшую часть своей жизни. Масса всей системы, с учётом звезды-компаньона, оценивается в 39 солнечных — правда, с большой долей неопределённости, с верхним значением около 79 масс Солнца и нижним — примерно 17. В любом случае плотность звезды намного меньше, чем у светил главной последовательности, что вполне объяснимо. Такие звёзды нестабильны, они постоянно выбрасывают бездну вещества, формирующего протяжённую атмосферу вокруг самого светила. Отсюда и очень низкая средняя плотность.

В силу гигантских размеров и светимости HR 5171 A можно различить на небе (в созвездии Центавра) острым глазом — и это притом, что она отстоит от нас на 12 тыс. световых лет. Разумеется, звезда-компаньон на этом фоне неразличима, тем более что температура её поверхности близка к 5 000 К (как и у HR 5171 A), да и значительную часть своего периода обращения, равного 1 300 дням, второе светило нам не видно, так как заслонено первым.

Несмотря на 12 000 световых лет, отделяющих нас от этого сверхсветила, его всё же можно попытаться разглядеть на земном небе.

Астрономы полагают, что отслеживание этой сравнительно короткой фазы жизни звёзд такой массы очень важно. Материалов таких наблюдений чрезвычайно мало, что не позволяло составить полную картину их эволюции. Пока неясна даже дальнейшая судьба HR 5171 A: по оценкам исследователей, светило может стать как голубой и очень горячей Be-звёздой, так и звездой Вольфа — Райе.

Что особенно интересно, вторая звезда явно должна оказывать влияние на развитие первой — к примеру, модифицируя её атмосферу своими приливными силами. Вопрос о том, насколько наличие компаньона может изменить судьбу жёлтого супергиганта, по сути, до сих пор астрономами не ставился. Но теперь учёные смогут выяснить это на наглядном примере.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Astronomy & Astrophysics, а с его препринтом можно ознакомиться здесь.

По материалам Европейской южной обсерватории.
Источник: compulenta.computerra.ru