Тяжелое детство полезно для будущих поколений

Во всяком случае, этот вывод актуален, если речь идет о самцах мышей. Те из них, чье раннее детство прошло в условиях стресса, имели более способное потомство. Как показали эксперименты, стресс на раннем этапе жизни может негативно повлиять на здоровье животного. Это касается его иммунитета и когнитивных способностей. А еще такая особь может вести себя более безрассудно. Однако «детский» стресс может быть и полезен, если речь идет о позднем этапе жизни животного. Но самое главное заключается в том, что опыт, приобретенный в стрессовых ситуациях, передается по наследству.

МышьМышь
©Luxfon

В рамках эксперимента ученые на две недели отлучили мышат от их матери (правда, потом их вернули назад). Плюс к этому для детенышей были созданы дополнительные стрессовые условия. Как оказалось, потомство мышей, имевших тяжелое детство, оказалось более жизнеспособным. Речь идет о целеустремленности, а также о способности быстро адаптироваться к новым условиям.

В 2014 году специалисты Бристольской школы ветеринарных наук доказали, что пережитый в детстве стресс влияет на поведение взрослых овец. Животные, которые получили отрицательный жизненный опыт на раннем этапе жизни, а также их потомки, имели более высокий болевой порог.

Новые поведенческие особенности мышей сопровождались эпигенетическими изменениями в гене, который отвечает за минералкортикоидный рецептор. Это вещество выполняет важную функцию в вопросе реакции организма на стресс.