250 миллионов лет назад гигантские амфибии плавали, как крокодилы

Команда ученых из Испании, Южной Африки, Швеции и Великобритании изучила окаменелые следы крупных амфибий, живших 250 миллионов лет назад, сообщает EurekAlert!. Результаты исследования показывают, что эти вымершие животные плавали так же, как крокодилы, задолго до того, как появились настоящие крокодилы.

© Groenewald et al./ 2023, PLOS ONEСравнение отпечатка 2 с палеоповерхности (A) с современным отпечатком тела и следом миссисипского аллигатора на береговой полосе острова Святой Екатерины, Джорджия, США (B),  C) Rhinesuchid temnospondyl, такой как Laccosaurus или Uranocentrodon, вероятно, является следователем. Масштабная линейка = 30 см (A и B).
© Groenewald et al./ 2023, PLOS ONE

В поздний пермский период, чуть более 250 миллионов лет назад, в Южной Африке жили темноспондильные ринезухиды – крупные хищные амфибии, похожие на крокодилов или больших саламандр. Эти вымершие животные известны в основном по останкам скелетов, но в этом исследовании ученые описывают набор окаменелых следов, которые дают представление о том, как перемещались эти животные.

Исследователи проанализировали семь отпечатков тела (следы покоя) и ряд следов хвоста (следы передвижения), которые, как предполагается, были оставлены ринезухидами длиной около двух метров – одной или двумя амфибиями, которые перемещались от одного места отдыха к другому, возможно, в поисках пищи.

Извилистая форма следов на хвосте предполагает, что эти животные двигались по воде, непрерывно двигая хвостом из стороны в сторону, как современные крокодилы и саламандры. Также ученые предполагают, что эти амфибии прижимали конечности к телу, когда плавали, как крокодилы. Следы указывают на активный образ жизни древних амфибий: они и плавали в воде, и ползали по дну.

Окаменелости были найдены на участке в провинции Квазулу-Натал в ЮАР, на поверхности скалы, которая когда-то была дном приливной равнины или лагуны древнего моря. Этот участок окаменелостей также сохраняет многочисленные следы других четвероногих, рыб и беспозвоночных, и поэтому является ключевым местом для понимания экосистем пермского периода.

Статья опубликована в о журнале PLOS ONE