Гадрозавры предпочитали животный белок

Утконосые динозавры, известные также как гадрозавры, считаются одними из самых ярких представителей растительноядных ящеров. Виной тому так называемые “зубные батареи” – специализированные для перетирания грубой растительной пищи зубы, собранные в своеобразные обоймы и постоянно сменяющие друг друга по мере естественного износа.

Гадрозавры предпочитали животный белок

Поэтому вполне понятно удивление палеонтологов, нашедших убедительные свидетельства того, что гадрозавры охотно и регулярно употребляли в пищу панцирных членистоногих. Чтобы совершить это открытие, специалистам пришлось взять у утконосых динозавров анализ кала.

Разглядывая копролиты (окаменевшие фекалии) гадрозавров, найденные в национальном парке Grand Staircase-Escalante в штате Юта, палеонтолог университета Колорадо-Боулдер Карен Чин (Karen Chin) и ее коллеги обнаружили в них фрагменты панцирей ракообразных.

“Я сразу же сказала о, нет-нет, это не могут быть ракообразные. Это была естественная реакция на уровне коленного рефлекса, – вспоминает доктор Чин. – Я была очень удивлена, но теперь думаю, что это просто напоминает нам о том, что мы пока действительно очень мало знаем о поведении древних животных”.

Конечно, говорить о том, что исследованные учеными копролиты однозначно принадлежали именно гадрозаврам, не приходится. Однако, уверяет профессор Чин, они очень похожи на многие другие, традиционно ассоциируемые с утконосыми динозаврами. Кроме измельченных панцирей ракообразных в них также обнаружились кусочки полуразложившейся древесины. По мнению исследователей, в этих подгнивших ветках как раз и прятались незадачливые членистоногие, попавшиеся на обед гадрозарам.

О том, что утконосые ящеры употребляли этих беспозвоночных в пищу на регулярной основе, говорит сразу несколько фактов. Например, их остатки встречены в копролитах по крайней мере 10 из 15 местонахождений, вытянувшихся на длину в 20 км. “Это определенно повторяющаяся диета”, – комментирует Чин.

Кроме того, “они были довольно крупными для ракообразных, предположительно длиной не менее пяти сантиметров, – продолжает исследовательница. – Тот факт, что эти ракообразные были достаточно крупными в сравнении с черепами динозавров, означает, что у тех была возможность выплюнуть неприятных животных, попавших в рот случайно, если бы это не было для них желательным или приемлемым источником пищи”.

На самом деле, полагает Чин, употребление ракообразных в пищу вполне могло быть причиной того, что гадрозавры в первую очередь искали и поедали гниющие ветви. Вероятно, они нуждались в дополнительном белковом питании в основном в период размножения, – говорит она, – “потому что когда животные откладывают яйца, им нужно больше белка и кальция, чтобы сформировать скорлупу и желток для своих эмбрионов, и им нужно получить их довольно быстро”.

Населенные беспозвоночными ветви лесной подстилки вполне могли обеспечить их этим необычным кормом. В конце концов, “вы ведь не можете представить себе, как динозавры гоняются за бабочками, чтобы получить белок от них”, – добавляет Чин. В остальные же периоды жизни, не связанные с размножением, утконосые динозавры спокойно ели листву, придерживаясь той диеты, которую мы обычно представляем себе для этих крупных (в основном) растительноядных созданий.

По мнению палеонтологов, подобной пищевой стратегии могли следовать и другие крупные птицетазовые, такие, как трицератопсы и стегозавры, а также крупные зауроподы. “Все эти динозавры откладывали яйца, – поясняет Чин, – и поэтому мы должны учитывать тот факт, что им, возможно, также приходилось периодически увеличивать потребление белка”.

Это открытие, похоже, бросает вызов привычному по мультфильмам и фильмам восприятию крупных травоядных животных, как медленно бродящих между деревьями гигантов.

Статья опубликована журналом Scientific Reports